Эффективность этих
методик доказана несколькими десятилетиями. Быть может, их опыт вдохновит и
вас.
1. Система Монтессори — обучение через
открытия
- Экскурс в историю
Мария Монтессори — итальянский врач, педагог,
философ и гуманист, первая женщина в истории Италии, которая окончила курс
медицины. Стала одной из первых женщин-докторов наук. В первой половине XX века
Мария Монтессори разработала собственную систему воспитания, базирующуюся на
поощрении свободы и самостоятельности ребенка, а также создании естественных
условий для физического, психоэмоционального и социального развития. В 1988
году ЮНЕСКО внесла имя Марии Монтессори в список педагогов, определивших способ
педагогического мышления в ХХ веке. Помимо нее в этот список попали американец
Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и советский педагог Антон Макаренко. Сегодня
элементы методики Монтессори активно используются в дошкольных образовательных
учреждениях и начальной школе.
- Особенности обучения
Система обучения в рамках подхода Марии
Монтессори базируется на ряде принципов: детям предоставляется свобода выбора,
это помогает ребенку понять себя и свои желания, учит ответственности и
развивает инициативность. Контроль ошибок и оценка успеха выполняется самим
ребенком. Взрослый не дает постоянные оценки и наставления, вместо этого
помогая ребенку выработать способность к самоконтролю. Еще один важный элемент
педагогики Монтессори — отсутствие соревновательности. Это особенно важно в
раннем возрасте. Такой подход помогает ребенку сформировать уверенность в себе
и уважение к окружающим. Для работы по системе Монтессори учителю нужно пройти
специальную подготовку. Обучение предполагает использование специального
дидактического материала.
- Известные выпускники
Соучредители Google Сергей Брин и Лоуренс
Пейдж в детстве обучались по методу Марии Монтессори. Кто знает, быть может
благодаря этому им удалось добиться успеха.
2. Вальдорфская
педагогика — «неопережение» развития ребёнка
- Экскурс в историю
Основатель Вальдорфской педагогики — Рудольф
Штайнер, австрийский доктор философии, педагог и социальный реформатор.
Ключевые идеи воспитания в рамках Штайнеровского подхода были выработаны на
основании антропософии — учения, описывающего методы саморазвития и духовного
познания с помощью мышления человека. Первая Вальдорфская школа была открыта в
1919 году. Сегодня в мире действует более 1000 школ и в два раза больше детских
садов, использующих принципы Вальдорфской педагогики.
- Особенности обучения
Учебная программа Вальдорфской школы остается
практически неизменной в течение всей ее почти вековой истории. Обучение в
начальных классах кардинально отличается от уроков в традиционной школе.
Особенное внимание уделяется развитию творческих способностей: изучению
танцевального искусства, изготовлению поделок, лепке и рисованию. Учебный день
построен таким образом, чтобы умственная деятельность плавно переходила в
физическую. Первый урок — всегда самый главный. Такие предметы, как математика,
родной язык. география, физика и химия всегда ставят первым уроком. После них
проводятся уроки, посвященные изучению иностранного языка, а также уроки
музыки, гимнастики, живописи и эвритмии — искусства художественного движения,
основанного на соединении танца, пантомимы и поэзии. Послеобеденное время
посвящено практической деятельности: ручному труду, садоводству,
ремесленничеству.
В вальдорфской школе нет оценивания, учебников
и домашних заданий.
- Известные выпускники
Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф,
немецкий писатель Михаель Энде, актёр Рутгер Хауэр, актрисы Дженнифер Энистон и
Сандра Буллок.
3. Методика Харкнесса
— переосмысленный диалог Сократа
- Экскурс
в историю
Этот метод был разработан нефтяным магнатом и филантропом
Эдвардом Харкнессом. В 1930 году Харкнесс пожертвовал внушительную сумму с
шестью нулями Академии Филлипса, частной средней школе в Нью-Гэмпшире.
Пожертвование было сделано с условием, что деньги должны быть использованы для
внедрения нового образовательного метода.Часть средств была использована на
подготовку и расширение штата учителей, так как для эффективной работы по
методике Харкнесса максимальное количество учеников в классе не должно превышать
15 человек.
- Особенности
обучения
Харкнесс предложил пересмотреть подход к организации работы на
уроке и изменить традиционную расстановку мебели, когда ученики сидят за
партами, а учитель стоит у доски. Вместо привычной обстановки он посоветовал использовать большой
овальный стол, за которым ведется обсуждение. Таким образом, все ученики
превращаются в активных участников образовательного процесса. В условиях такого
обсуждения невозможно сохранить роль пассивного слушателя, уютно просиживающего
45 минут «на галерке».
- Известные
выпускники
Дэн Браун — американский писатель, журналист, автор бестселлеров
«Ангелы и демоны», «Код да Винчи», «Утраченный символ» и «Инферно», а также
основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг.
4. Педагогика «Реджо Эмилия» — с уважением к
детству
- Экскурс
в историю
Этот метод получил свое название в честь городка на севере
Италии. В 1945 году учитель Лорис Малагуцци предложил новый подход к воспитанию
и образованию детей в возрасте от 3 до 6 лет. Основой для его идей послужили
наработки двух великих психологов: Жана Пиаже и Льва Семеновича Выготского. Долгое время подход, использующийся в дошкольном центре Реджо
Эмилии, не был широко известен. Ситуация изменилась в 1991 году, когда
информационное издание Newsweek описало ключевые идеи подхода Малагуцци и
назвало его одним из лучших среди методик раннего развития.
- Особенности
обучения
В основе образовательного подхода лежит принцип уважения к
ребенку. В Реджо Эмилия осознали, что ребенок учится через касание,
рассматривание, движение и манипуляцию предметам. Это осознание помогло
организовать процесс обучения таким образом, чтобы дети не были скованы.
Учащиеся получают полную свободу самовыражения через участие в беседах,
знакомство с драматическим, музыкальным и художественным искусством. Рабочее пространство организовывается так, чтобы дети
чувствовали себя как дома. Учебная программа не привязывается к четкому плану,
так как задача учителя в рамках этого подхода заключается в том, чтобы помочь
ребенку исследовать мир и поддержать его мышление, вместо того, чтобы давать
готовые ответы.
5. Школа «Садбери Вэлли» — индивидуализм и
демократия
- Экскурс
в историю
Американская школа «Садберри Вэлли» открылась в 1968 году в
Фрэмингеме, штат Массачусетс. Вот уже почти полвека в стенах этой школы успешно
применяют модель обучения, основанную на полной свободе получения знаний,
личной ответственности и демократическом управлении. Сегодня школы,
использующие опыт «Садберри Вэлли», успешно работают в Соединенных Штатах
Америки, Японии, Франции, Бразилии, Бельгии, Чехии, Швейцарии, Германии,
Голландии и Израиле.
- Особенности
обучения
«Садберри Вэлли» — частная, платная школа, в которую принимают
детей возрастом от 4 до 19 лет. Пожалуй, ни в какой другой школе у ребенка нет
столько свободы, сколько открывает перед ним обучение в «Садберри Вэлли».
Процесс обучения основан на 5 элементах: свобода, доверие, уважение,
ответственность и демократия. Вот и всё. И никаких учебных планов, уроков,
домашних заданий и контрольных работ. Удивительно, но эта система работает! В
«Садберри Вэлли» нет разделения на классы, и вообще нет классных комнат в
привычном понимании. В помещении школы есть множество комнат, обустроенных для
обучения, но в их интерьере угадывается скорее загородный домик или летний
лагерь. Дети разного возраста могут заниматься вместе, причем часто старшие
помогают младшим ребятам освоить выбранный предмет. В «Садберри Вэлли»
действует автономная демократия. У родителей практически нет влияния на процесс
обучения, а ученики и персонал школы равны в правах. Все важные решения о
распорядке и правилах школы принимаются на коллективных собраниях или путем
голосования. Ученики принимают участие также в распределении бюджета. Конечно
же, подход, используемый в «Садберри Вэлли» довольно спорный. Некоторые ученики
могут покинуть стены школы без элементарных знаний истории или географии,
просто потому, что им были неинтересны эти науки, и никто не заставлял учить
их. С другой стороны, задача этой школы — сохранить и развить в ребенке желание
учиться, воспитать ответственность за свой выбор
Комментариев нет:
Отправить комментарий