понедельник, 16 января 2012 г.

ПУТЬ  ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»
Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.
Задачи:
1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;
2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

ХОД УРОКА

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и мешаться. А спокойствие – душевная подлость.
Л. Н. Толстой, 1857 г.

I. Слово учителя

Как вы понимаете эти слова?
Насколько герои романа Л. Толстого «Война и мир» отражают этот девиз самого писателя? В чьем, по-вашему, жизненном пути это проявилось особенно ярко?
Сегодня на уроке мы будем говорить об идейно-нравственных исканиях князя Андрея Болконского и составим схематично этот путь в виде ломаной линии, нижние точки которой будут отмечать моменты духовного и душевного кризиса героя, а верхние – эмоционального и морального взлета.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной  славе в воинском подвиге.

2—4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.
4—7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.
Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.
1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?
Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.
2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.
Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.
Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.
Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.
Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо  решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.
3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36—37.
Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.
В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.
Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.
Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.
11—12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.
Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.
12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.
Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1—2; Том 2, ч 2, гл. 1—5, 10; ч 3, гл. 7—11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12—12, 15—20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 —11, 27—29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9—13, ч. 2, гл. 11—14, ч 3, гл.  12—15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1—2 (женитьбы на Элен)
Том 2, ч II, гл. 1—5 (встреча с Баздеевым масонство)
гл. 10 (поездка по имениям)
ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)
ч IV, гл. 1
Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)
ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)
гл. 27—29 (в оставленной Москве)
гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)
Том 4, ч I, гл. 9—13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)
ч II, гл. 11 —14 (плен)
ч III, гл. 12—15 (каратаевщина)
ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)
15 – 20 (Пьер – Наташа)
Конспекты уроков по схожей теме:
1) Конспект урока по литературе в 10 классе “Война и мир” как роман-эпопея. История создания “Войны и мира“;
2) Конспект урока по литературе в 10 классе  ”Верхушки светского общества в изображении Л. Н. Толстого“;
3)  Конспект урока по литературе в 10 классе “От Шенграбена до Аустерлица. Сцены военной жизни 1805 года“;
5) Конспект урока по литературе в 10 классе “Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества“;
7) Конспект урока по литературе в 10 классе “Мысль народная” в романе Л. Н. Толстого“;


Комментариев нет:

Отправить комментарий