В восьмидесятые годы 19 века вошел в русскую литературу талантливый писатель
А. П. Чехов. Его перу принадлежат замечательные рассказы и повести. Краткие по
форме, они несли в себе большой смысл, тем самым доказывая непреложность
чеховского афоризма : «Краткость-сестра таланта». В
своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко
исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.
Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто
пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного
поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра.В
своих ранних рассказах Чехов описывает многообразие российской
обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.
(«Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и
др.). Поздний Чехов 80х- 90х годов отказывается от юмористического
подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев
становятся острее и четче. Писатель разоблачает тупого, сонного обывателя
России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость.
Закончив гимназию, Чехов поступил на
медицинский факультет Московского университета. А получив диплом врача,
устраивается на работу в Подмосковье и пишет диссертацию на тему: «Врачебное
дело в России ». Он тщательно изучает материалы по народной медицине, русские летописи.
Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю. Доктора становятся
главными героями его произведений, да и психологию своих персонажей он
описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией
Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведение, как
«Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», Припадок»,- врач по
профессии. Только психология врача могла выявить нравственное уродство, проникшее во все слои
общества. В каких только формах не встречается в рассказах Чехова эта потеря
человеческого в человеке. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова
раздражение, он страдает от того, что в болоте обывательщины уничтожалась
красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно
значимой жизни, полной труда и творчества.
Внутренняя жизнь человека, как известно, развивается в
тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у
него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и
духовные ее запросы. В зрелом возрасте отношение человека к миру уже вполне
определяется. Чехов, развивая в новую эпоху и новой социальной почве известную
антитезу : « Средь мира дальнего, для сердца вольного есть два пути»,- намечает
два противоположных отношения человека к окружающей его действительности. Одно
- интересное, когда человек подчиняется слепой власти быта и теряет волю к
сопротивлению, другое отношение активное - оно призывает человека к более
высоким сферам человеческого духа.Изображая судьбу героев, и их отношение к
жизни, писатель доводил до сознания своих читателей идею необходимости нравственно чистой жизни. Мысли о такой жизни
неизбежно возникали у читателей под впечатлением горького опыта, духовного
угасания личности.Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни,
собственнического счастья посвящена «Маленькая трилогия», включающая рассказы
«Человек в футляре», « Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются
от любви, от общественных идеалов, а это влечет за собой их моральное падение.
А в рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иона
Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих
пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую
неделю он живет как в полусне : у него умер сын.Трагедия Иона никого не
интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же
сословия-извозчика. Ион Потапов никому не интересен, его распирающую душу боль
никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Иону
некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью
обозналась», забрала наследника. После нескольких попыток излить душу
посторонним людям, Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет,
люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей –либо
смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь,
что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до
смерти какого-то человека.Чехову ненавистны как чванливые, толстые,
дослужившиеся до советника и миллионщики, так и забитая мелюзга, трепещущая
перед начальством. Это и чиновники, и полицейские и надзиратели и трусливые
людишки, уродливо меняющие спины в поклонах, превращающиеся в шутов ради
рабского угождения к более удачливым и более сильным. Они шепчут, бормочут,
выражаясь большими междометиями, но боясь сказать свое личное мнение. В
творчестве гуманного по профессии человека врача воплощена светлая мечта о
здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде, как
основе справедливой и честной жизни. «Если только вдуматься в то, что вы
пишите,- говорила Чехову одна из его читательниц,- то можно или с ума сойти,
или сделаться честнейшим человеком, другого исхода нет.»
А. П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были
высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от
недостатков, повышал культуру. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал: «Не
лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах
говорящего». А чтобы не погрязнуть в пошлости необходим честный, творческий
труд. Ведь без труда не может быть чистой и радостной жизни.
«Если в жизни есть смысл и цель, - то смысл этот и
цель вовсе не в нашем счастье, а в чем - то более
разумном и великом. Делайте добро»,-так говорит один из его героев. Так учит
нас Чехов, учит доброму и светлому, вечному и чистому.
Творчество А. П. Чехова остается востребованным
на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный
мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями,
необходимыми для формирования гармоничной личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий