понедельник, 16 января 2012 г.

ПЕТЕРБУРГ  ДОСТОЕВСКОГО

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

«ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО»


Цель: раскрыть детали той обстановки, в которой живут и страдают, сталкиваются и гибнут герои.
Задачи:
1. Сопоставить и систематизировать сцены уличной жизни;
2. Увидеть в единстве и взаимосвязях все основные проблемы Достоевского.

ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумерки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит.
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить. Петербург Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат».
Исследователи творчества Достоевского подсчитали, что Петербург изображен писателем в 20 – ти его произведениях. Иногда как фон, на котором развивается действие, чаще как действующее лицо.
Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой идет Раскольников к старухе – процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню.. . Часто проходит и Сенную площадь, где еще в XVIIIвеке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним – «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова). В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось 18 (!) питейных заведений. Родион по-началу просыпается от пьяных криков, когда завсегдатам покидают кабаки.
Задание:
1. Сопоставить и систематизировать сцены уличной жизни, чтобы обосновать вывод: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью».
Пейзажи и сцены уличной жизни: Ч I, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня; пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми).
Ч II, гл.1 (подчеркнутое повторение предыдущей картины).
Ч II, гл.2 («великолепная панорама» Петербурга) , (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние).
Ч II, гл. 6 (вечерний Петербург);  шарманщик и толпа женщин у «распивочно – увеселительного заведения»), (сцена на Невском мосту).
Ч V, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова) (смерть Катерины Ивановны)
Ч VI, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Вывод:
Между людьми, живущими в таком городе, не может быть иных отношений кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Описание интерьера «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «Сарай »Сони, отдельный номер гостиницы, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – это темные, сырые «гробы».
Ч гл. 3 (каморка Раскольникова).
Ч гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова).
Ч I, гл. 2 и ЧЯ II, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова).
Ч IV, гл. 4 (комната – сарай Сони).
Ч VI, 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).
Вывод: пейзажные картинки Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, толкает на скандалы и на преступления: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят».
Опорная лексика и лексические обороты для творческих работ.



О Достоевском и его творчествеО романе «Преступление и наказание».
особенный писатель трагический художник… никто так, как он не постиг трагических противоречий мира…величие духа и нравственная стойкость человека
своеобразие творчества
страстная тоска по идеалу
трагическое мировосприятие
приговор писателя – гуманиста
противоречивость идейных позиций.
психологическая напряженность повествованияизображение человека в экстремальных обстоятельствах
внутренний монолог как прием…
кричащие контрасты
намеренная прозаичность картин
объемность художественных деталей
гуманистический пафос романа
трагический поворот некрасовской темы «кому живется весело, вольготно на Руси».

Конспекты уроков по схожей теме:
1. Конспект урока по литературе в 10 классе «Преступление и наказание. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленный людей»;
2. Конспект урока по литературе в 10 классе  ”Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества“;

Комментариев нет:

Отправить комментарий