"КУЛАЧНЫЙ БОЙ НА МОСКВЕ-РЕКЕ"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
«КУЛАЧНЫЙ БОЙ НА МОСКВЕ-РЕКЕ»
Знания на уроке: повторение понятия об антитезе, роли пейзажа в изображении.Словарная работа: драматизм судьбы, семейный быт, национальный характер, сила духа.
ХОД УРОКА
I. Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова.
(Обучение продуктивному устному высказыванию).
Примерный план рассказа
1. Сцена из семейной жизни в доме Калашникова отражает реальные детали русского быта и нравов эпохи средневековья.
Описание
обычного дня купца, торгующего в лавке, пустынных улиц, вечернего
города в зимнюю стужу, дома Калашникова, семейных отношений, религиозных
обрядов (венчание, свеча перед образом в доме), нравы (сватовство,
подглядывающие соседи, одежда героев) воссоздают картину жизни
описываемой эпохи.
Опираясь на текст, учащиеся смогут конкретнее представить себе эту картину.
2. Семейный быт Калашникова — отражение русского национального уклада жизни и обычаев, общих для всех сословий.
3.
Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем
лучших качеств национального характера: твердости, мужества,
решительности и благородства.
II. Домашнее задание: подготовить рассказ о семейной драме Калашникова, об идейно-художественном содержании этой сцены («Лиха беда со мною приключилася…»).
III. 1. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?
Учащиеся
находят в тексте ключевой образ — образ зимнего утра («заря алая
подымается…»), символизирующий способность мира к вечному
самообновлению и вечную его красоту.
2. Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека? (Что ждет участников кулачного боя?)
Повторяется
понятие об антитезе по словарю литературоведческих терминов. Прибегая к
приему антитезы, автор достигает драматизма повествования, подчеркивая
скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.
3. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме?
Найти
доказательства правоты суждения в тексте. (Все знают, сходятся и
собираются на кулачный бой, на Москву-реку. Кулачный бой — «охотницкий»,
ведется по правилам и т. д.).
4. Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
Обращаем
внимание на то, что опричник идет на бой не «разгуляться для праздника»
самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить
сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием».
5. Из каких побуждений идет на бой Калашников? Какой смысл вкладывает он в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?
Задание.
Отметить изобразительные средства, показывающие Калашникова истинным
христианином. (Причина участия в бою — способ защитить честь семьи;
мужество — Калашников знает возможности своего противника, его
поведение, объяснение с Кирибеевичем перед боем и т. д.).
6. Калашников — былинный герой, русский богатырь.
Задание. Отметить эпические способы изображения героя:
а) бой (поединок) как средство раскрытия незаурядной физической силы и доблести героя;
б) использование гиперболы в повествовании и описании (сила удара Калашникова);
в) сила духа Калашникова, смелость в поведении с царем (убил…, а за что, про что — не скажу тебе…»).
IV. 1. Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?
В чем нарушены обычаи? В чем обычаи соблюдены?
Правила
боя исключали какое-либо вмешательство в ход поединка. Но царь
«награждает» победителя царской милостью: не оставит жену и
сиротинушек-детей.
2. Правым ли себя считает Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
Задание. Почему он говорит братьям
«Помолитесь сами в церкви божией Вы за душу мою, душу грешную»?
Калашников
понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в
этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить
при этом христианские заповеди.
3. Какова народная оценка поступка купца?
Задание.
Прочитать концовку поэмы и найти ключевые слова, выражающие народную
точку зрения: «каждому правдою и честью воздайте!», «христианскому
народу слава».
Конспекты уроков со схожей темой:
1) Конспект урока по литературе в 7 классе “Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера“;
Комментариев нет:
Отправить комментарий