воскресенье, 10 марта 2019 г.

Технологическая карта по русскому языку для детей с ОВЗ (5 класс)


Аннотация. Статья представляет собой технологическую карту урока по теме «Проверка безударной гласной» для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Ключевые слова: технологическая карта урока, инклюзивное образование, ЛСУО, ОВЗ.

Основной идеей инклюзивного образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычных образовательных организациях (школах, детских садах), включение их в образовательную среду и оказании им необходимой для этого помощи .
В целях достижения максимального положительного результата педагогической деятельности и успешной реализации инклюзивной практики современные преподаватели вынуждены следить и успевать за непрерывно-происходящими изменениями в системе образования и заниматься поиском и применением актуальных педагогических технологий образования, которые им помогут в работе с детьми с ОВЗ .
Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений [Исаев Д. Н., 2003]. Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности (Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова).
Расстройства чувств. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференцированность, бедность переживаний.
Волевые расстройства. Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру.
Расстройства речи. Речь – необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Д. Н. Исаев В своей работе «Умственная отсталость у детей и подростков», 2003 г. пишет: «…легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу. Однако, для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов («слова – клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен, перегружен штампами….В тяжелых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития. Отстающая в своем развитии речь у детей с ограниченными возможностями здоровья не может быть ни адекватным средством общения, ни обозначения, ни полноценным орудием мышления».
Особенности восприятия, внимания и памяти. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
Недоразвитие психомоторики. Обычно у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недоразвитие психомоторики, проявляющееся в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.
Совместное обучение, взаимодействие и развитие со здоровыми детьми позволяет детям, имеющим ОВЗ, им уверенно чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и навыки. В свою очередь, здоровые дети при таком взаимодействии развивают доброту, отзывчивость, толерантность по отношению к «особенным» детям.
Рассмотрим технологическую карту занятия для обучающихся пятого класса, направленного на формирование толерантного отношения к детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.




Общеобразовательная программа
Адаптированная программа
Предметная область: русский язык
письмо и развитие речи
Класс: 5 класс

Тип урока:   Повторение и обобщение знаний

Тема урока: орфограммы в окончаниях слов
Деформированный текст
Технологии:игровая, сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающая

Методы обучения: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Цель урока:
закрепить и углубить полученные ранее сведения об орфограммах в окончаниях слов.
Формировать умение определять склонение, выделять окончание.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.
2.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об  орфограммах в окончании слов.
2. Сформировать представление о способах проверки безударных окончаний.
3.Фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Рефлексия коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
Коррекционно–образовательные задачи:
· обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по теме;
·способствовать развитию умения применять полученные знания на практике; 
Коррекционно–воспитательные задачи:
прививать интерес к родному языку
Коррекционно–развивающие задачи:
·развивать неречевые процессы (мышление, внимание, память);
 ·развивать словесно-логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
·умение работать по словесной и письменной инструкциям.
Оборудование:компьютер, проектор ,учебник русского языка
разноуровневые карточки с текстами, лист оценки, таблицы.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

УУД
ОП
АП
Организационный момент
Дает настрой на урок положительный, мотивирует на продуктивную работу на уроке.
Записывают число и классная работа.
Записывают число и классная работа.
Личностные: Осуществляемые действия:
-эмоциональный настрой на урок положительный;
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные: Осуществляемые действия:
-помощь учителю в проверки явки на урок;
Формируемые способы деятельности:
-выявление  готовности к уроку.
Проверка домашнего задания/ минутка чистописания
Проверяет домашнее задание
Один ученик отвечает у доски, остальные проверяют
Прописывают в тетради буквосочетания нщ, чк, чн
+ Каменщик.кочка

Трудность:
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "чк-чн-нщ " пишется без буквы "ь ", пишет "сидел на кочьке ")
Личностные:
Осуществляемые действия:
-повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные:
Осуществляемые действия:
-контролируют правильность ответов учащихся.
Формируемые способы деятельности:
-оценивают результаты по алгоритму;
-адекватное восприятие оценки учителя.
Коммуникативные:
Осуществляемые действия:
- взаимодействуют с учителем во время опроса.
Формируемые способы деятельности:
- продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
-умение полно и точно выражать свои мысли.

Актуализация знаний/ проверка домашнего задания
- Я предлагаю вам выполнить задания на следующих карточках, вставить пропущенные буквы (Приложение 1)
Работают с карточками парами
ответы на доске
 оценки
Устный опрос по домашнему заданию по слайдам
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.
2. Формирование   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об  орфограммах в окончании слов.
2. Сформировать представление о способах проверки безударных окончаний.
3.Фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения
Определение темы урока
-Что общего вы заметили у всех слов, которые вошли в данное упражнение?
- Какие еще вы знаете орфограммы в окончаниях слов?
- Тема сегодняшнего урока: «Орфограммы в окончаниях слов».
 Для закрепления знаний упр.
Все они на одно правило: падежное окончание существительных.
Дети вспоминают, просматривая форзац учебника, затем вывешиваются опоры. По опорам дети вспоминают правила. Вспоминают правила частей речи. УСТНО
тест
Вставь окончание, Определи склонение и падеж.
На дерев__ (_скл., _.П.)
По стекл__ (_скл., _.П.)
По речк__ (_скл., _.П.)
На пристан__(_скл., _.П.)
У озер__ (_скл., _.П.)

Трудность:
несформированность навыка -  применять знание орфограмм при письме (Работа в паре с учителем)

Физминутка
- Давайте немного отдохнём и подвигаемся.
Двое учащихся проводят физминутку, остальные выполняют движения
Повторяют движения
Личностные:
- Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Регулятивные:
-Выполнение действий по образцу.

Закрепление изученного
Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая…
О каком времени суток идет речь? Как вы это поняли? (раннее утро)
Из каких строк мы понимаем, какое это время года? (Дремлет чуткий камыш…)
Через какие художественные приемы Никитин заставляет нас любоваться красотой предрассветной природы?
Эпитеты, метафоры…
Найдите орфограммы в тексте, которые соответствуют теме нашего урока.
Каждый ученик по одной орфограмме выделяет на доске в тексте.
КАРТИНКА О ВЕСНЕ РАСКРАСИТЬ И СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Трудности
Недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.
2.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об  орфограммах в окончании слов.
2. Сформировать представление о способах проверки безударных окончаний.
3.Фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

-Если вы так хорошо видите эти орфограммы, попробуйте найти 4 допущенные ошибки  в данном упражнении, исправьте эти ошибки.
ключом
тучей
большой
врачом
пишишь
саранчой
дачей
товарищем
желудь
черствый
крышой
режешь
желтеть
с хорошим
горячего
кусаться
кипяченого
глубокем
в санаторие
дышишь
шепчет
пахучего
Выполняют задание в парах
По предметным картинкам угадать слова, письменно просклонять их, выделить окончания
ДЕФ ТЕКСТ РАБОТАЕШЬ ВМЕСТЕ
Подведение итогов
От чего зависит выбор орфограммы в окончании слова? На какие критерии будем обращать внимание, чтобы правильно написать окончание? (Приложение 2)
Заполняют карточки
- Разгадайте ребус:
Л О М Ы Ц О Д
 3  2  1  6  7  5  4

Домашнее задание

Упражнение в учебнике на с. 144 упр. 724
Упражнение в учебнике на с.




Приложение 1
шел
к станци..
по дорог..
по алле..
шел
к станци..
по дорог..
по алле..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..

шел
к станци..
по дорог..
по алле..
шел
к станци..
по дорог..
по алле..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..

шел
к станци..
по дорог..
по алле..
шел
к станци..
по дорог..
по алле..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
беседовал
о професси..
об отзыв..
о героизм..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
думал
о берез..
о лекци..
о брошюр..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
 говорил
о Мари..
ОНаталь..
о Маш..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
сидел
на ел..
на постел..
на елк..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
говорил
О Дарь..
У Ксени..
У Даш..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
писал
в тетрад..
в тетрадк..
в альбом..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
читал
по истори..
В географи..
По Хими..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..
беседа
о космос..
По медицин..
О Растени..




Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого


Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого


Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Этап урока
Оценка
Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

Домашнее задание

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

«Вставить пропущенные буквы»

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Орфограммы в тексте

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Исправь ошибку

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого




Комментариев нет:

Отправить комментарий