Цель урока
|
формирование навыков анализа
поэтического текста, выявление
особенностей выражения темы одиночества
|
Тип урока
|
урок «открытия» новых знаний
|
Планируемые образовательные
результаты
|
Предметные: знать содержание
прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,
формулировать идею, проблематику произведения.
|
Метапредметные: Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать
по плану.
Познавательные: понимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использовать знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строить
небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в
парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
|
|
Личностные: положительно
относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся осознания эстетической
ценности русского языка, достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств
|
|
Технологии,
формы и методы обучения
|
Технологии личностно –
ориентированного, развивающего
обучения;
методы словесные, наглядные,
репродуктивный и частично-поисковый (низкий уровень), исследовательские:
анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный, обобщение (средний и высокий
уровень)
формы групповые, фронтальные, индивидуальные
|
Образовательные
ресурсы (адреса сайтов, ссылки на источники)
|
тексты стихотворений
М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», «Утес», «Парус»; учебник-хрестоматия в 2-х
частях «Литература. 6 класс» (автор-составитель Снежневская)
|
Оборудование
|
Мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку
|
Основные понятия (по предмету)
|
Лирика, лирический герой,
антитеза, олицетворение, эпитет, сравнение композиция, строфа
|
Организационная
структура урока (учебного занятия)
Этапы
урока
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к
достижению планируемых результатов
|
Деятельность учеников
|
УУД
|
||
Коррекционный уровень
|
Общеобразовательный уровень
|
Коррекционный уровень
|
Общеобразовательный уровень
|
||
1.Организационный
момент
|
Создание ситуации успеха
Улыбнись! Даже
если на сердце темно
И мешают в
дороге ошибки,
Посмотри,
заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не
стоит улыбки?
-Давайте улыбнёмся началу нового
дня и друг другу. Я надеюсь на вашу
активную работу на уроке.
|
Приветствие
|
Личностные
создание доброжелательной атмосферы
|
||
Познавательные
мотивация на учёбу
|
|||||
Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем
|
|||||
Регулятивные…….
|
|||||
2.Проверка
домашнего задания
|
Поэтическая викторина
По данным строкам узнать
произведение и автора:
- скажи-ка, дядя, ведь недаром//Москва,
спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
-
белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
|
Дают ответы на вопросы викторины
|
Личностные….
|
||
Познавательные…..
|
|||||
Коммуникативные….
|
|||||
Регулятивные Взамодействуют с учителем
|
|||||
3.
Целеполагание
|
Тема урока:
«М.Ю.Лермонтов. Особенности выражения в поэзии темы одиночества»
- Исходя из
темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам
выяснить?
-Правильно, в
течение этого урока мы должны ответить на вопрос: каковы особенности
выражения темы одиночества
|
Подбирают ассоциативный
словесный ряд к слову «одиночество»
|
Выдвигают
аргументированные предположения в соответствии с учебной задачей
|
|
|
4.Открытие
нового знания
|
Звучит музыка:
На ее фоне – профессиональная декламация
стихотворений М.Ю. Лермонтова: «На севере диком…», «Утес», «Парус».
Предлагается ответить на вопросы:
А задумывались ли вы над тем, как удалось поэту
проникнуть в ваше сознание, переместить вас из классной комнаты в иные миры,
заставить ваше сердце пережить то, что пережил лирический герой этих
стихов?.. Почему поэту удается
передать в словесном образе звук,
цвет, настроение, эмоции – все богатство нашего мироощущения?.
Я приглашаю
вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как
рождается образ.
1 группа анализирует
стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»
2группа анализирует стихотворение
М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
3 группа анализирует
стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес»
Вопросы для обсуждения в группах:
-Найдите в
стихотворении образы-противопоставления.
-страна далекая – край родной, над ним – под ним, счастье, которое
ищут – счастье, от которого бегут, буря – покой.
-одинокая сосна – прекрасная пальма, север дикий – далекая пустыня. Другими
словами, суровой реальности противопоставлен мир мечты.
-утес – тучка, весело играя – тихонько плачет.
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой
разные природные стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем
противопоставлена вечно неподвижному, монолитному «утесу».
- Найдите в стихотворении
незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.
Риза- 1.
Облачение, одежда священника при богослужении.
Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева (устар.
и высок.)
Утес – Высокая
скала. Как утес стоит что-н. или кто-н.
(твердо, непоколебимо).
Пустыня – 1.
Большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со
скудной растительностью. 2. Безлюдная или малонаселенная местность
(устар.)
Горючий - 1. Способный гореть. 2. Горький. Горючие слезы
-Назовите образы, обладающие общими чертами
Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно
объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».
Каково же настроение?
- Каким словом вы можете
определить основную тему стихотворения?
Назовите средства художественной выразительности,
которыми пользуется автор.
Антитеза
(противопоставление): страна далекая –
край родной, буря – покой.
Олицетворение: парус, ветер свищет.
Эпитеты:голубом, светлей лазури, золотой.
Антитеза (противопоставление): мир реальности – мир мечты
Олицетворение: сосна…дремлет, снится ей
(сосне), грустна…пальма.
Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, на утесе горючем.
Сравнение: одета, как ризой
Антитеза
(противопоставление): весело играя –
задумался, тихонько плачет
Олицетворение: ночевала тучка, утес задумался, плачет
Эпитеты: тучка золотая,
утес-великан, весело играя,влажный след
- Определите композицию стихотворения
«Парус». Стихотворение состоит из
трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют
картину природы, а третья и четвертая – изображают внутреннее состояние
лирического героя, наблюдающего за парусом.
«Утес». Стихотворение состоит из
двух строф, также построенных по одной модели: первая и вторая строка пейзаж,
а третья и четвертая – олицетворение в образе утеса человеческих чувств.
«На севере диком стоит одиноко…».
Стихотворение состоит из двух строф.
Две строфы - два поэтических мира. Первый мир - реальный, в котором сосна «стоит одиноко», второй – мир мечты, который «снится ей». Первая
и вторая строка первой строфы – пейзаж, далее - олицетворение в образе сосны
человеческих чувств.
|
Выбирает группу, в
которой будет работать (с учётом психологической комфортности или
предпочитаемого материала)
Находят в стихотворении и
выписывают образы-противопоставления.
Находят в стихотворении
незнакомые слова и определяют, обратившись к словарю, их значения.
-Находят и выписывают слова, которые можно
объединить в смыс-ловую группу «Одиночество».
|
Участвуют в
работе в группах.
Анализируют поэтическое произведение согласно полученным
заданиям.
Озвучивают перечень художественных приемов, использованных
автором, определяют композиционные особенности анализируемых произведений.
Проводят обобщение, делают выводы.
|
Согласование усилий по решению учебной задачи.
Договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности.
Учитывают другие мнения. Осуществляют
взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу
Строят монологическое высказывание
Осуществляют
самоконтроль и контроль. Принимают
и сохраняют учебную цель.
Взаимоконтроль.
|
|
5. Самостоятельная работа
|
1 группа
В стихотворении Лермонтова «Парус» два центральных образа - парус и
лирический герой. Их объединяет
ключевое слово «одинокий». Одинокий парус и одинокий герой… Герой видит в
парусе символ одинокой души, он отождествляет себя с парусом. Герой так же
одинок в море жизни и мятежен, как парус.
Основную тему стихотворения можно определить словом ОДИНОЧЕСТВО.
В «пейзажных» строках заключается смысловое
противоречие, антитеза. Противопоставлены парус и море. Парус борется со
стихией, но одновременно ищет бури. Здесь
противоречие, которое присуще и лирическому герою в его мире, в море
человеческой жизни.
Стихотворение состоит из трех строф, каждая строфа – из четырех строк.
Все три строфы построены по одной модели: 1-2 строки рисуют радостную картину
природы (через цвет), а 3-4 –
изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом.
В «действиях»
паруса мы видим смысловое противоречие. В реальности – гармония и красота природы: струя светлей лазури, луч солнца золотой,
парус белеет в тумане голубом….
Парус – мятежный (олицетворяющий эпитет).Значит, буря - это состояние
души, а не состояние природы и мира. Буря – в душе героя!!! Вот почему
хочется думать, что есть надежда:
лирический герой, который ощущает себя одиноким парусом среди бури,
будет, наконец, в ладу с собой и миром.
2 группа
В
стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» два центральных
образа - одинокая сосна и
прекрасная пальма. Они противопоставлены. Есть и другие
противопоставления: север дикий –
далекая пустыня. Другими словами, суровой реальности противопоставлен мир
мечты.
Стихотворение
не было целостным, если бы у противопоставленных образов не было чего-то
общего, тождественного. Сосна… стоит
одиноко, а пальма… одна и грустна; сосна
стоит на голой вершине, пальма - на
утесе горючем.
В стихотворении
есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение
лирического героя»: одиноко, на голой
вершине, дремлет, одна и грустна. Общее настроение – грусть от
одиночества.
По настроению
легко определить основную тему стихотворения: одиночество.
Мечты одинокой и грустной сосны связаны с
одинокой и грустной пальмой. Смысловое противоречие в мечтах сосны объяснимо:
сосна мечтает не о веселой и счастливой, а о печальной и одинокой пальме
потому, что пальма так же несчастна и одинока на своем юге, как и сосна на
севере. Это то существо, которое как никто поймет страдания сосны.
Герой
Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одино-чества, он
мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к
общению. Герой Лермонтова ищет не
счастья, а сочувствия.
Идея
стихотворения Лермонтова – жажда сочувствия, необходимость его для человека,
мечта о тепле другой руки и горькое
сознание неосуществимости этой мечты «на севере диком».
3 группа
В
стихотворении Лермонтова «Утес» два центральных образа: утес и тучка. Они
противопоставлены. Есть и другие противопоставления: тучка умчалась, весело играя – утес стоит и тихонько плачет (олицетворение).
Другими
словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой разные природные стихии: летучая, быстрая и
беспечная «тучка» во всем противопос-тавлена вечно неподвижному, монолитному
«утесу».
В
стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу
«Настроение лирического героя»:
одиноко… стоит, плачет в пустыне. В стихотворении преобладает настроение
грусти, даже страдания от одиночества. Поэтому по настроению легко определить
основную тему стихотворения: одиночество.
Цветовую гамму стихотворения
создают жизнерадостные, яркие цвета золота
и лазури. Но утес словно не видит
праздника жизни - он задумался.
Каменный исполин - тихонько плачет (антитеза),
В стихотворении «Утес» поэт говорит не о конкретных людях, не о Нем и
не о Ней.
Здесь образы природы являются поэтическими
заместителями людей, т. е. символами. В стихотворении говорится о непрочности
человеческих отношений; о том, что несходство судеб, принадлежность к разным
стихиям не может объединить героев.
|
Готовятся к выразительному чтению
стихотворения с учётом основного мотива поэтического произведения.
|
Представитель
группы озвучивает ответы, подготовленные группой. Осуществляют итоговый и
пошаговый контроль по результату
Прослушивают ответы. Участвуют в беседе и обсуждении.
|
Познавательные
Умеют
структурировать знания
|
|
6. Закрепление восприятия
|
В каком стихотворении
тема одиночества выражена наиболее трагично?
(Если в «Парусе» одиночество гордое и мятежное, осознаваемое как вызов
миру, то в «Утесе» нет никакой полемичности, нет вселенского масштаба –
просто установлена безысходность ситуации.
Если в стихотворении «На севере диком…» сосна способна мечтать (это
какое-то мыслительное действие, связанное с будущим), то «утес»
может лишь недолго сохранить «влажный след» ветреной «тучки» и
«плакать».
Это олицетворенное человеческое страдание в «пустыне»: одиноко плачущим
оказывается утес-великан, скала каменная стена, символ прочной и уверенной в
себе силы. «Влажный след» - реалистическая деталь, влага в расселине скалы.
Этот источник слез быстро высохнет от того же ветра, что умчал «тучку
золотую», и страдание, запертое в каменном безмолвии, лишится и слез.)
В каком
стихотворении есть надежда на преодоление одиночества?
(«Парус»). В
третьей строфе картина окружающего мира гармоничная, светлая, яркая. Пусть
она контрастна состоянию лирического героя, пусть «как будто» демонстрирует иллюзорность поисков счастья и попытки
убежать от себя, пусть герой страдает от разлада с самим собой. Но он, пусть мысленно, но совершает
действие, которое невозможно ни в «Утесе», ни в «На севере диком…». В
«Парусе» нет упоминания о свободе и воле, но эти мотивы там присутствуют
вместе с ощущением беспокойства, тревоги, порывом к бесконечному, жаждой
простора и «бури». «Счастие» достигается только в результате действия, а
значит, есть надежда).
Почему
стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской поэзии?
(Глубок философский смысл стихотворения. Поэт сталкивает разные по
времени состояния природы – бурю и покой. Конфликт между парусом и морем –
это конфликт между человеком и бытием; покой и буря не могут быть
одновременны, и человек не может это изменить. Стихотворение насыщено
антитезами (далекая страна – родной край, покой - деятельность, добро – зло,
счастье – страдание, свобода и неволя, земное – небесное, «я» - внешний мир). А лирический герой жаждет
цельности и естественности. Этот конфликт так близок русскому человеку, а
стихотворение так художественно совершенно. Все это сделало «Парус» «визитной
карточкой» лермонтовской лирики.
Выберите из
предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее соответствует настроению стихотворения, его
идее.
|
Выбирают из
предложенных иллюстраций одну, которая, по собственному мнению, наиболее соответствует настроению и идее стихотворения,
с которым ученик работал.
|
Участвуют в беседе, работают с текстом. Осуществляя анализ,
осознанно и произвольно строят высказывания.
|
Осуществляют контроль и взаимоконтроль в процессе
выполнения задания.
|
|
7.Рефлексия
|
Дополните
начало одного или нескольких предложений.
Сегодня я
узнал(а)…
Было
интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а)
задания и …
Я понял(а),
что…
Теперь я могу…
Я
задумался(ась), о том…
Я
научился(ась)…
|
|
|
|
|
8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
|
Ответить
письменно на вопросы.
1. Какое
стихотворение Лермонтова тебе понравилось и почему? (низкий уровень)
2. В каком
стихотворении («На севере диком…», «Утес», «Парус») тема одиночества выражена
наиболее трагично? (средний уровень)
3. Почему
стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской поэзии? (высокий уровень)
|
Выбирают
домашнее задание
|
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий