четверг, 13 сентября 2012 г.

Семья и семейные ценности


Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а так же на примере жизни почетных граждан Новокуйбышевска; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье, показать роль семьи в развитии города, страны.
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой

1. Вступление

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

2. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни! А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе. Когда говорится об изображении семьи в литературе, то у каждого из вас, я думаю, перед глазами проходят герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Итак, цель нашего классного часа — проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

4. Беседа по роману

Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?
Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Толстой в романе «Война и мир». Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех — Болконские, Ростовы и Курагины. Какие ценности в семье Ростовых? Почему в их семье нельзя быть другим? Чем похожи семьи Болконских и Ростовых? Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях?
Брак по расчету… Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова? А какое истинное чувство, по мнению автора, перерождает человека? Действительно, это любовь. Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных. К какой семье вы бы присоединились и почему?

5. Обсуждение в группах

А теперь мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейные заповеди, которые основаны на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы.
(Обсуждаем и вывешиваем на доску заповеди каждой группы.)
Какие заповеди оказались общими для каждой группы?
Вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:
• Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.
• Решай вместе с человеком, а не вместо человека.
• Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.
• Будь другом друзей супруга.
• Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.
• Спеши сделать доброе дело и не жди награды.
• Не верит тот, кто сам обманывает.
• Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.
• Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.
• Смейся вместе, а не над…
• Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.
• Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.
• Не давай советов, если тебя не просят.
• Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
• Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья!
Как вы думаете: ситуация финансового кризиса скажется на семейных отношениях?
Ситуация на работе не может не сказаться на семейной жизни. Потеря работы может разрушить брак, но может, напротив, укрепить его, научить супругов поддержке и взаимопомощи.
Судя по результатам опроса, проведенного исследовательским центром среди россиян, состоящих в зарегистрированном браке, большинство наших сограждан дорожат своими «половинками» и в сложной ситуации постараются максимально их поддержать и не дать пасть духом. Треть (33%) опрошенных россиян готовы оказать своим супругам посильную помощь в поиске нового места работы. «Вместе посидим, подумаем, что нам нужно, и будем двигаться в выбранном направлении. Но право выбора, конечно же, останется за супругом»; «Я уважаю свою жену, следовательно, поддержу морально и помогу в поисках, если это потребуется», — комментируют респонденты. Однако среди женщин готовность помочь супругу в трудоустройстве демонстрируют 40%, тогда как среди мужчин — только 26%.
Как вы думаете, в чем психологические причины появления неблагополучных семей?

6. Психологические особенности неблагополучных семей (по Вирджинии Сатир)

Как вы думаете, почему эти особенности могут привести к семейным проблемам?
Заниженная самооценка одного или обоих супругов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)
Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)
Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)
Решение избавиться от проблем с помощью развода абсурдно. Человек, который не сделал правильного вывода о реальных причинах развода, снова допустит подобные ошибки.
Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо:
• Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).
• Выражать свои чувства в спокойной обстановке.
• Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

7. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений»

Психолог называет понятие, а учащиеся объясняют его применительно к семейной жизни.
Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
Признание. (Уважение и благодарность.)
Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
Верность. (Преданность друг другу.)
Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)
Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)
Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)
Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

8. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Выступления детей.
9. Ролевая игра «Совет да любовь»
Классный руководитель:
           Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совмести­мость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит «быть в одной упряжке»? Попро­буем разобраться в этом в ходе игры, которую мы назвали «Совет да любовь».
В игре примут участие 3 пары добровольцев. Им предстоит всего за 5 мин. решить трудную семейную задачу. Сегодня эта за­дача предстает перед ними и в виде головоломки из детского кон­структора. Каждая пара должна собрать определенную фигуру из деталей головоломки. Какая пара лучше всех справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям. Итак, прошу добро­вольцев к доске.
(Выходят 3 пары добровольцев. Учитель предлагает им выйти за дверь, чтобы подготовить материалы для игры.)
Пользуясь отсутствием игроков, я хочу объяснить вам кри­терии оценки. Для нас важно оценить, может ли данная пара ус­пешно работать именно «в упряжке», насколько они понимают, уважают друг друга. Поэтому внимательно присмотритесь, как они общаются друг с другом, есть ли у них лидер, глава, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонима­ния и каждый действует сам по себе и даже стремится подавить другого. Чтобы ничего не упустить, предлагаю каждому ряду со­средоточить внимание на одной паре (первый ряд - на первой, второй - на второй и т. д.)
(Затем учитель приглашает пары в класс, предлагает занять места и объ­ясняет суть задания.)
Задания получены, начинаем игру.
(В течение 5 мин. участники игры собирают головоломки. Зрители вни­мательно следят за ходом работы, отмечают их реплики, жесты, манеру отно­шений.)
Спасибо нашим уважаемым добровольцам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании про­верялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны». Послушаем, что скажут о наших парах зрители.
(Зрители комментируют действия игроков.)
Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.

10. Можно ли наш класс назвать семьей? Почему?

Выступления детей.

11. Можно ли жителей нашего города назвать одной семьей?

Выступления детей.

12. Назовите имена почетных жителей нашего города. Какой вклад они внесли в развитие города?

Выступления детей.
Выступление почетного жителя города Новокуйбышевска Борисенко Людмилы Николаевны

13.  Каждый человек должен знать  не только свою родословную, но и историю  своего родного города. Кто может рассказать об основных этапах становления  и развития г. Новокуйбышевска?

Выступления детей.

13. Итог урока

Сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И сейчас мне хочется, чтобы вы заполнили анкету “Незаконченных предложений”:
1. Моя мама для меня …
2. Про своего отца…
3. В девушках (юношах) я больше всего ценю…
4. В семейной жизни я….
5. Моя жена (муж ) должна …
6. Больше всего я не хочу, чтобы в моей семье…
7. Я думаю, что семейное счастье это…
И закончить наш урок хочется притчей. Мне бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Любви и счастья вам в семейной жизни!













                                  Почетные граждане  Новокуйбышевска
   
                                          
Белоглазова Анна Павловна               Жеребцов Анатолий Николаевич
Богданов Петр Иванович                      Климова Зинаида Николаевна


Кукушкина  Раиса Александровна        Ланская Валентина Константиновна


 

Лавреньтьев Евгений Иванович                Малахов Михаил Егорович



















Раков  Николай Васильевич                                   Нефедов Александр Петрович                           

                                          










Моргунов Владимир Михайлович              Сибряев Константин Николаевич










 Чернов  Николай Никифорович                         Федорова Нина Михайловна







Овчинникова   Екатерина Спиридоновна






























 Обоснование символики герба городского округа Новокуйбышевск.
  
            Герб Новокуйбышевска языком символов и аллегорий отражает исторические и природные особенности города.
Новокуйбышевск - молодой город получивший свой статус в 1952 году. Он был образован при строительстве нефтеперерабатывающего завода. Основой города стали три села Русские Липяги, Мордовские Липяги и Чувашские Липяги, аллегорически отражённые в гербе цветками водной лилии - символа молодости, красоты, расцвета жизни.
            Серебро в геральдике - символ совершенства, чистоты, мира и взаимопонимания.
            Синий цвет поля дополняет символику герба и указывает на географическое расположение города Новокуйбышевска на берегах реки Волги.
             Синий цвет в геральдике символизирует духовность, честь, славу, водные просторы и чистое небо.











Из истории города Новокуйбышевск
В 30-х годах страна активно втягивалась в процесс индустриализации. Для машин и двигателей требовалось всё больше и больше горючего и смазочных масел.
В конце 1930 года ЦК ВКП (б), указав на отставание в развитии нефтепереработки, наметил развёрнутую программу строительства новых нефтеперерабатывающих заводов.
В 1936 году в Яблоневом овраге была обнаружена нефть. Встал вопрос о строительстве завода в Куйбышевской области.
Великая Отечественная война придала мощный импульс развитию в Куйбышевской области не только нефтедобычи, но и созданию на её территории нефтеперерабатывающей промышленности.
В 1948 году дирекция будущего завода из города Куйбышева перебазировалась на Липяговскую стройплощадку. А первыми сюда десантировались строители. Расселялись, первоначально, в избах сельчан. Бывало по несколько семей. Каждый имел свой угол. По выходным ставили круглый стол в центре, и пили чай из самовара. Затем стали строиться бараки на 102-м километре. Строились времянки.
Так было положено начало населённому пункту Ново-Куйбышевский, который и стал первичной формой расселения пионеров, пришедших на Липяговскую стройплощадку для возведения Ново-Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.
В начале проектировалось при нефтеперерабатывающем заводе рабочего поселка на 14 тысяч жителей. Его архитектурный облик исходил из застройки посёлка одноэтажными домами по типовым проектам. Вопрос о городе даже не ставился.
Пленные немцы, также широко использовавшиеся на строительных работах по всей Куйбышевской области и в самом областном центре, не миновали и Липяговскую стройплощадку, тесно примыкая к контингенту лагерной “рабсилы” и, по сути, являясь ею.
22 февраля 1952 года рабочий посёлок был преобразован в город Новокуйбышевск. С этого дня ведёт отсчёт история нашего города.       















Комментариев нет:

Отправить комментарий