понедельник, 16 января 2012 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ  И  ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ Л. Н . ТОЛСТОГО

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ
«ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ ТОЛСТОГО»
Цель: изучение кульминации романа – эпопеи (часть 2, том 3).
Задачи:
1. Рассмотреть решение проблемы народа и личности;
2. Проследить судьбы главных героев и позицию автора;
3. Умение давать сравнительные характеристики героев (Наполеон и Кутузов);
4. Составление схемы опорных положений по содержанию 3 тома;
5. Составление тезисного плана.
ХОД УРОКА

I. Слово учителя.


Часть первая третьего тома посвящена историческому и философскому взглядам Л. Н. Толстого. Толстой отвергал дворянство – буржуазную историю царей, героев, полководцев, великих личностей. С решительного отрицания этой стороны, которой придерживались большинство историков того времени, и начинает Л. Н. Толстой 3 том.
Он утверждает, что нельзя объяснить развитие исторического события волей, желанием, поступками отдельных великих людей – «исторических личностей». Истрия, утверждает Толстой, – результат совпадения интересов и поступков множества людей, составляющих народную массу.
Однако действия народных масс, говорит он, совершается как бы бессознательно,  стихийно, а на самом деле подчиняются сверхъестественной, таинственной силе – провидению, судьбе, фатуму. По мнению Толстого, «фатализм в истории неизбежен» (том 3, ч.  1, гл. 1).
Если же исторической жизнью народов управляет «судьба», то что может сделать «великая личность»? – Ей остается лишь роль послушного исполнителя воли таинственного рока, судьбы.
Часть 2 третьего тома – кульминация романа – эпопеи (где объединяются многие сюжетные линии, определяются судьбы героев и позиция автора).
Из 21 главы (19—34) пять – авторские рассуждения, в семи – главное действующее лицо Пьер, в четырех – князь Андрей, в четырех  – Наполеон (он появляется в семи главах). Кутузов появляется в 4 главах, но лишь – в одной его можно считать главным действующим лицом.
Пережить события и передать читателю свои мысли и чувства по поводу сражения доверено Пьеру, человеку, некомпетентному в военных делах.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ ТОЛСТОГО

Толстой отвергал дворянско – буржуазную историю царей, героев, полководцев, великих личностей. С решительного отрицания этой позиции, которой придерживались большинство историков того времени, и начинает Л. Н. Толстой 3 том эпопеи.
Он утверждает, что нельзя объяснять развитие исторический событий волей, желанием, поступками отдельных великих людей – «исторических личностей». История, утверждает Толстой, – результат совпадения интересов и поступков множества людей, составляющих народную массу.
Однако действия народных масс, говорит он, совершаются как бы бессознательно, стихийно, а на самом деле подчиняются сверхъестественной, таинственной силе – провидению, судьбе, фатуму. По мнению Толстого «фатализм в истории неизбежен» (том 3, ч 1, гл. 1), история – «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».
Если же историей управляет «судьба», то, что может сделать «великая личность»? Ей остается лишь роль послушного исполнителя воли таинственного рока, судьбы.

II. Анализ по вопросам (гл. 19—29).

25 августа. Подготовка к сражению.
Как объяснить слова Толстого о том, что «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение»?
Толстой считал, что ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла.
Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение поступили «непроизвольно и бессмысленно»?
Русские не укрепляли позицию, но и не думали, что сражение могло произойти на этом месте. Бородинское сражение произошло совсем не так, как описывают его.
Выделите лейтмотив 20 главы, где Пьер выезжает из Можайска?
«Бородинское сражение… принято было русскими на открытой, почти неукрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов…» Почему? – Потому что «требования народного сражения» к этому времени достаточно определилось: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».
Как Толстому удается показать: в канун Бородина было очевидно, что «всем народам, навалиться хотят» на захватчика?
«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?…  Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли.…  А завтра мы этого не скажем… Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по  моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить…» (гл. 25. Беседа Пьера с Андреем.)
К каким мыслям о войне приходит князь Андрей?
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну; но война за свою землю, за жизнь и национальную свободу своих отцов, матерей, детей – такая война справедлива. Одна должна быть жестокой, чтобы никто не хотел ее повторения.
(Главы 19—25 – подготовка русских к бою.)
Как описывает Толстой настроение французских солдат перед сражением?
«Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Да здравствует император и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве». (Гл. 28)
Настроение русской и французской армий в канун Бородинского сражения.

Сравнительная характеристика образов Наполеона и Кутузова.

I. Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

1. Народ в понимании Толстого – главная решающая сила истории.
Главным критерием нужности или ненужности человека в великой эпохе 1812 года является, по его мнению, отношение к народу, понимание его.
Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий.
2. Основным критерием оценки исторической личности является отношение к народу, понимание его.
3. Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа – эпопеи «Война и мир»: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующие армией грабителей, мародеров и убийц.
4. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России.
Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их главнокомандующий – идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия.
Сила Кутузова как полководца – в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужеством перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан.
Ставка Наполеона – на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь… и это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих людей… состояла в том, чтоб удержать приобретенное.
5. Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не придает решающего значения своему «я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска  «… он все выслушает все запомнит, все поставит на сове место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит…  «а главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему» – это то, что он русский!…» (том 3, ч 2, гл. 16)
«Долголетним военным опытом Кутузов знал, что руководить сотнями тысяч человек нельзя одному человеку; знал, что решает участь сражения неуловимая сила, называемая духом войска и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было  в его власти» (гл. 35).
« по непреодолимой таинственной связи, поддерживающий во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передавались одновременно во все конца войска.
Смысл его слов сообщался повсюду, п.ч. то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека (гл. 35).
Для Наполеона война – это игра, а люди – пешки в этой игре. Они подчиняются воле полководца – сверхчеловека, который тем самым якобы определяет ход исторических событий.
6. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует. Более того предписывает всем войскам для заготовки продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие варварство и грабеж населения.
А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…» И это гуманное чувство к поверженному врагу, замечает Толстой, «лежало в душе каждого солдата». (Том 4, ч. 4, гл. 6).
7. В самые тяжелые для России дни Кутузов с солдатами, с народом. «Последней степенью подлости» называет Толстой бегство « великого императора от геройской армии». (Том 4, ч 3, гл. 18.)
8. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, близким и понятным солдатам.
Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен тщеславен.
В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату.
Одна из характерных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его насыщена, отличается фальшивой риторикой (эпизод с портретом сына, 26).
9. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным человечным, близким, п. ч. во внешности Кутузова автор видит его нравственные качества «простоты, добра и правды».
Авторские характеристики внешнего вида Наполеона даны в сатирических красках: маленький человек с притворной улыбкой, жирные ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.п.
10. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.
Кутузов. Гл. 35Наполеон. Гл. 26—29, 33—34, 38
1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотических чувств.2. Полное подчинение интересам Росси и народа:
А) скромность и простота;
Б) искренность и правдивость;
В) близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
Г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;
Д) гуманное отношение к побежденным.
3. Верность долгу и армии.
4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова.
1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».2. Законченное проявление культа личности, мания величия:
А) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;
Б) лицемерие, фальшь, позерство;
В) глубокое равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;
Г) война – игра, а люди – пешки, которые следует лишь правильно расставлять и правильно двигать;
Д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии.
3. Предательство по отношению к своей армии.
4. Сатирические краски при описании портретных деталей.
Темы сочинений:
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе – эпопее «Война и мир».)
«Какая сила управляла всем – «воля истории или воля народа?» (Бородинское сражение в романе – эпопее Л. Толстого «Война и мир».)
«Мысль народная» как основа художественного содержания романа – эпопее «Война и мир» Л. Толстого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий