понедельник, 16 января 2012 г.

ПУТЬ  ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА БЕЗУХОВА.  ДИАЛЕКТИКА  ДУШИ  ТОЛСТОГО

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ
«ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА. ДИАЛЕКТИКА ДУШИ ТОЛСТОГО»
Цель: на протяжении четырех томов проследить движение героя от ложного знания – к растерянности, от неверия и отчаяния – к пониманию законов истории и своего места в жизни.
Задачи:
1. Умение анализировать текст по вопросам учителя;
2. Донести до сознания учащихся то, что  именно Пьеру Толстой доверил многие самые важные свои мысли об устройстве мира;
3. Проследить, как решаются нравственные проблемы в романе «Война и мир», показать, как проявляются в действиях и поступках персонажа такие нравственные категории, как бескорыстие, скромность, совесть, человечность.
Т. Л. (теория литературы) – диалектика души.
ХОД УРОКА
Эпиграф (см. прошлую тему)

I. Опрос

Дать развернутый ответ по схеме опорных положений: «Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского».

II. Работа по теме

1. Слово учителя.
Трагическая гибель князя Андрея была, как это ни жестоко звучит, предрешена изначально. Сам Толстой признавался, что придумал офицера, погибшего при Аустерлице, но потом «пощадил» его и позволил ему дожить до 1812 года.
У Пьера Безухова совсем другая судьба. Можно сказать, что он еще не родился, когда Толстой уже знал – довольно точно – его будущее. Юность Пьера должны была стать такой, чтобы впереди оказались Сенатская площадь, Сибирь, возвращение седобородого старика.
Именно Пьеру Толстой доверил многие самые важные свои мысли об устройстве мира. Но это не значит, что Безухов выступает в роли резонера. В отличие от персонажа, соответствующего этому амплуа, он не приходит «на сцену» с готовыми правильными взглядами, чтобы поучать окружающих. Наоборот: читатель на протяжении 4 – х томов следит за тем, как ищет герой свое место в жизни.
Среди героев «Войны и мира» Пьер меняется, наверное, больше других, к нему в большей степени, чем к кому – либо другому, применимо словосочетание диалектика души, нередко используемое в рассуждениях о персонажах Толстого.
Диалектика (от греческого dialektike feche – искусство вести беседу) – это философская система в основе ее – представление о постоянном развитии, движении всего в мире. Причем развитие это осуществляется в борьбе противоположных начал: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти и т.д. Пьер  буквально соткан из противоречий. Он не верит в Бога и жаждет веры. Он грешен, как все молодые жизнелюбы, – и непримиримо судит себя за  это. Он изнеженный барин – но смутно сознает свое единство с простым народом. Все это заставляет его постоянно искать истину и в погони за ней меняется.
Что вызывает постоянное беспокойство Пьера? Он ясно видит несовершенство мира и пытается отыскать возможность изменить его к лучшему.
На первых страницах романа «Война и мир», в петербургском аристократическом салоне, Пьер говорит крамольные речи и оправдывает убийство Наполеоном члена королевской фамилии, герцога Эншенского. За 15 лет, что пройдут перед глазами читателя, Пьер научится совершенно иначе относиться к гибели человека. Ведь легко говорить: «Убийство было делом необходимым!» – пока ты  ни разу не сталкивался со смертью лицом к лицу. Потом, когда умрет старый граф Безухов, когда произойдет дуэль с Долоховым, когда на глазах Пьера расстреляют «поджигателей», когда погибнет тихий и безобидный Платон Каратаев, – тогда станет ясно, что люди не фигурки в шахматной игре и никто не имеет права переставлять или убирать их в своих интересах.
Особенно важна сцена дуэли с любовником жены, т.к. именно после нее Пьера охватило судорожное стремление самосовершенствоваться, делать добро. Обратимся к женитьбе Пьера на Элен Курагиной и выявим причины, приведшие его к дуэли с Долоховым.
2. Анализ текста по вопросам.
А) Женитьба на Элен Безуховой (том 1, ч 3, гл 1—2).
- Почему женитьба на Элен Курагиной стала позором и несчастьем его жизни?
Пьер чувствовал, что «что – то гадкое, противоестественное, нечестное было бы в этом браке», ведь он сам говорил, что она глупа, знал, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него. Главное – он не любил ее.
Оттого, что Пьер чувствовал не вполне чистым по отношению в Элен, у него было решимости. Когда наступила решительная минута, минута объяснения, он так и не мог вспомнить нужных слов, а когда вспомнил и произнес «Я вас люблю!», «- слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя. Позднее много раз Пьер с болезненным стыдом скажет себе: «Ах, зачем… я сказал тогда «Я вас люблю!»
Вопрос: «Для чего жить  и что такое я?» – вновь встает перед ним.
В) встреча с Баздеевым, масонство (том 2, ч 2, гл 1—5).
- Какие события привели Пьера в масонскую ложу?
Стремление изменить жизнь к лучшему приводит его к масонам, в тайную организацию, участники которой надеются определить на ключевые государственные посты своих единомышленников, «братьев», приобрести то власть над миром и начать претворять в жизнь идеалы добра.
Пересказ.
После объяснения с женой Пьер отправляется в Петербург и на одной из станций встречает одного из известных масонов Осипа Алексеевича Баздеева. Масонство ему представлялось в виде братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, Пьер решил вступить на путь обновления и вступил в масонскую ложу.
Цель – сохранение и предание потомству некоего важного таинства; вторая цель —0 исправлять сердца членов ложи и третья – исправлять весь членский род. Добродетели, соответствующее семи ступеням храма Соломона, которую должен воспитать каждый масон:
1) скромность, соблюдение тайны ордена;
2) повиновение высшим чинам ордена;
3) добронравие;
4) любовь к человечеству;
5) мужество;
6) щедрость;
7) любовь к смерти.
- Какие конкретные шаги предпринял Пьер Безухов, чтобы практически делами подтвердить нравственные призывы масонства? (том 2, ч 2, гл 10.)
Уехал в Киевскую губернию, где объявил управляющим об освобождении крестьян от крепостной зависимости, от освобождения женщин с детьми от полевых и других тяжелых работ, об отмене телесных наказаний, об учреждении больниц, приютов и школ. (Проводит реформы в своих малороссийских имениях.)
- Чем объяснить, что планы его не были осуществлены?
Крах объясняется в первую очередь незнанием жизни.
С. 431. «Пьер не знал, что там, где ему хлеб – соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами – мужиками… а 9/10 мужиков были в величайшем разорении.. »
- Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов? (том 2, ч 3, гл 7—11.)
Масоны более всего были заняты собственным продвижением к власти. Ему казалось, что русское масонство пошло по ложному пути. Всех братьев подразделял на 4 разряда:
  1. занятые таинствами науки, мистической стороной;
  2. ищущие, колеблющиеся, как он сам;
  3. не видящих ничего, кроме внешней формы;
  4. поступили в масонство для сближения с богатыми и сильными по связям братьями.
После поездки за границу выступил с призывом действовать, был обвинен в горячности.
- Чем была вызвана попытка Пьера повлиять на ход войны 1812 года? (том 3, ч 1, гл 19.)
Одним из братьев – масонов было открыто Пьеру из Апокалипсиса Иоанна Богослова пророчество относительно Наполеона – о звере, число которого 666. Написав по азбуке император Наполеон, вышло это число. Предел власти Наполеона наступит 1812 г., в котором императору минуло 42 года. Что может положить предел этой власти? Написав «Русский Безухов», Пьер получил 666 – искомый ответ.
Пьер решает, что он положит конец власти Наполеона, и остается в Москве, чтобы встретить императора.
- Какие события предшествовали пленению Пьера? (том 3, ч 3, гл 34.)
Убедив самого себя в том, что судьба  готовила его для великого поприща, он замыслил убить Наполеона, но вместо этого совершил несколько добрых «малых» дел: спасение ребенка на пожаре, заступился за молодую женщину (армянку).
- Как произошла встреча с Платоном Каратаевым? Что такое «каратаевщина?»
(том 4, ч 1, гл 9—13, ч 3, гл. 12—15.)
Поле расстрела «поджигателей», где и русские и французы чувствовали себя испуганными, а солдаты, стрелявшие в пленных, знали, что они были преступники, Пьера поместили в бараки с военнопленными солдатами, где он познакомился с Платоном Каратаевым, ушедшим в солдаты вместо брата, т.к. у  того была семья.
Увлекается каратаевской философией пассивности и созерцательного отношения к жизни, равно любившим все и всех на земле.
(рассказ о каторжном старичке, который был купцом и отбывал чужое наказание. Встретил на каторге настоящего убийцу и простил его).
- В чем увидел Пьер счастье и смысл жизни после встречи с Платоном Каратаевым и после плена?
Он понял, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Человеку не надо прилагать специальных усилий, чтобы влиться в общую жизнь. Чем спокойнее и естественнее твое существован7ие, тем глубже оно врастает в единый организм, называемый человечеством.
Каждый человек лишь часть мирового океана, одновременно ничтожная и равная Богу.
- В чем увидел Пьер смысл своего существования? (том 4, ч 4, гл. 15—20.)
- Отличалась ли его женитьба на Наташе от женитьбы на Элен?

III. Домашнее задание:

том 3, часть 2, гл. 19—39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий