понедельник, 16 января 2012 г.

ГЕРОИ  РОМАНА  "ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И  НАКАЗАНИЕ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ«ГЕРОИ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОБРАЗОМ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА»
Цель: глубже понять образ главного героя, а значит проблему (основную) всего романа – проблему «наказания».
Задачи:
1. Выполнить анализ  отдельных глав романа;
2. Развитие умения сопоставлять, сравнивать;
3. Развитие логического мышления учащихся. Логика развития мыслей м.б. одна: конкретное знакомство (характеристика); различие  (сходство) между ним и Раскольниковым; свое понимание смысла их сопоставления.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Персонажи Достоевского, как правило, предстают перед читателями уже сложившимися личностями, с неповторимыми живыми характерами. В то же время – каждый из них – носитель какой – либо идеи. Нам уже известна «идея» Раскольникова. Носителями каких «идей» являются  Мармеладов, его дочь Соня, Лужин, Свидригайлов?
Говоря об этих героях, не будем забывать, что в центре романа одно главное событие преступление Родиона. Все последующие – исследования заблуждений человеческого духа, рассказ о наказании, о муках, которые испытывает человек, вступивший в конфликт со своей совестью.

II. Аналитическая работа по темам.

1. Лужин и Раскольников.

  1. Кто такой Лужин?  (надворный советник)
Ч I, гл. 3 (Мать Родиона о Лужине.)
«… Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще  может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный… например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».
Вопросы:
1. Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?
2. Взгляды Лужина.
Ч II, гл. 5 (первая встреча Родиона с Лужиным)
«Если мне, н., до сих пор говорили:  «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? – продолжал Петр Петрович… – выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…»
Раскольников:  «-А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»
Вопросы:
1. В чем сущность взглядов Лужина?
2. Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?
3. Лужин «показывает» себя.
Ч IV, гл. 2,3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)
«…. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами и высморкался с видом хотя и добродетельного, но несколько оскорбленного в своем достоинстве человека, и притом твердо решившего потребовать объяснений. Ему еще в передней пришла было мысль: не снимать пальто и уехать и тем строго и внушительно наказать обеих дам… Притом этот человек не любил неизвестности, а тут надо было разъяснить: если так явно нарушено его приказание, значит, что-нибудь да есть…»
«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собой, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».
Вопросы:
1.Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?
2. Задуманная и сорванная подлость.
Ч V, гл. 1, 3 (размышление Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова)
Вопросы:
1. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после его разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил?
Отвергнутый Дуней, которая указывает Лужину на дверь, он как к последнему средству прибегает к явной клевете: «Уйду – с, но одно только последнее слово!»…
Это слово героя дорисовывает Лужина как человека аморального и беспринципиального.

2. Свидригайлов и Раскольников.

Ч I, 3; Ч IV, гл. 1,2;  Ч VI, гл. 2—6
Вопросы:
Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды?» Прав ли он?
Аркадий Иванович Свидригайлов – герой иного плана. Если Лужин ясен и понятен с первых же страниц «Господин Лужин ясен. Главное, «человек деловой и кажется, добрый», то характер Свидригайлова загадочен, и атмосфера тайны сохраняется до конца. В Свидригайлове писатель тонко обрисовал психологию человека образованного общества, дворянина по происхождению и роду занятий, способного к всесторонним ощущениям, сладострастника и тайного преступника. В нем соединены противоречивые качества: «Мне даже кажется, – говорит ему Раскольников, – вы очень хорошего общества или по крайней мере умеете при случае быть и порядочным человеком».»
Прошлое Свидригайлова окутано тайной, которую в виде отдельных намеков, слухов, полупризнаний,  постоянно врывается в роман. 8 лет назад, в его прежнее пребывание в Петербурге, стараниями Марфы Петровны «затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за что он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь».
Его подозревают в растлении ребенка, в убийстве собственной жены, в истязании крепостного лакея – все это по слухам по доносам.
Свидригайлов таит в себе опасную для окружающих, бездушную, целенаправленную силу эгоиста: он обладает умением «обложить» свою жертву, доведя задуманное до конца. Эта способность его раскрывается в его интриге против Дуни. Приехав ради нее в Петербург и выведав тайну ее брата, он обманом и шантажом заманивает Дуню в пустую квартиру. В сцене этого свидания Достоевский показал, какие страсти бушуют в Свидригайлове, толкая к преступлению.
В романе он предстает на каком-то переломном этапе. Старой жизнью самодовольного циника и развратника он жить не может, а новой ему не дано. Его сильное чувство к Дуне становится его последней проверкой.
В полном соответствии с внутренним миром Свидригайлова Достоевский рисует и внешний облик своего героя: «Это было какое то странное лицо, похожее как бы на маску….»
Несмотря на налет загадочности, которая сохраняется в  гоподине Свидригайлове до конца романа, мы угадываем в нем черты знакомого соц. типа. По словам Родиона, все увлечения Свидригайлова – от праздности и разврата, и сам Аркадий Иванович склонен к этому же мнению: «Верите ли, – говорит он, – хотя бы что-нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, ну фотографом, журналистом… ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно!»
Некоторые итоги.
Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина, оба в женщине ценят самопожертвование… Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Родион испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову – «грубому злодею», «развратнику и подлецу».
А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

III. Конспективная запись.

Лужин

Деньги – единственный бог его. Нет предела беззастенчивости и наглости. Хочет произвести выгодное впечатление. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено».
Угрызения совести и сострадания незнакомы ему. Судейский слог – «не то чтоб уж очень безграмотно, да и не то чтоб уж очень литературно; деловой».

Свидригайлов.

Довел до смерти жену, преследовал Дуню, стал виновником самоубийства дворового человека Федора и девочки, жестоко им обиженной.
Доведенный до цинизма вариант «Теории» Раскольникова. Умный, наблюдательный.
Нравственно опустошенный человек.
Вывод:
Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все дозволено», т.е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична. Свидригайлов (теория вседозволенности) и Лужин
( теория власти над людьми) – двойники Раскольникова.

IV. Анализ темы «Соня Мармеладова и Раскольников».

1. Судьба Сони Мармеладовой.

Ч I, гл. 2 (Исповедь Мармеладова)
Ч II, гл. 7
Ч III, гл. 4 (Первая встреча Раскольникова и Сони)
Ч IV, гл. 4 (Раскольников у Сони)
Вопросы:
  1. Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего – Соня?
  2. Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь?
  3. Что показалось герою «страшным» в Соне и почему?
  4. В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова?

2.Признание.

Ч V, гл.4 (Второе посещение Сони Раскольниковым)
Вопросы:
1. О каких мотивах убийства говорит Раскольников?
2. Как воспринимает жестокую жизненную правду Раскольников и Соня?
3. Чем объяснить их разные позиции?
4. Смеряется ли Раскольников?
Ч VI, 6 (Прощание с родными)
Ч VI, гл. 8 (Раскаяние)
Вопросы:
1. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении?
2. Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?
4.Итоги
Эпилог, гл.2 (Возрождение надежд)
Вопросы:
1. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
2. Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
Соня особенно притягательна для Раскольникова. Разве она не то же сделала? Она «на себя руки наложила… загубила жизнь свою».
Страшный удел Сони – одна из причин фил. Бунта Раскольникова, неприятие им бытия «божьего мира», и, казалось бы, оправдание его преступления. Но Соня отвергает Раскольниковский принцип поведения. Она «переступила по велению другого идеала, а стало быть их дороги разные. Столкнув в фил. Споре Раскольникова и Соню, Достоевский еще глубже раскрывает ошибочную индивидуалистическую позицию героя. Именно в откровенных беседах с Соней окончательно проясняется внутренняя жизнь Раскольникова – его заветные стремления и цели.
Впервые мы узнаем о Соне из рассказа Мармеладова. Мы видим не только внешнюю сторону «падения» – тут и сводня, и раздражение большой мачехи, и крик голодных детей, – но и угадываем в кроткой доверчивости юной девушки готовность к самопожертвованию и беззащитность: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»
Умирая, Мармеладов посылает за Соней, происходит 1- я встреча Раскольникова и Сони.
Достоевский детально описывает ее уличный наряд и подготавливает нас к восприятию ее духовного мира.
Соня прощает своего отца и мачеху, к ним у нее в душе не могло быть ненависти: «Вы ничего, ничего, не знаете… Эта такая несчастная, ах, какая несчастная говорит она о Катерине Ивановне».
Мечущегося Раскольникова притягивает к себе сила чувств Сони, хотя внутренний мир ее для него загадка: «Как этакий позор и такая низость ее общего положения «рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются». Справедливее было бы «прямо головой в воду» – думает он.
«Ненасытимое сострадание», безграничное самопожертвование ради близких вот что удерживает Соню от отчаяния, помогает сохранить душевную чистоту. Сострадание опирается на принципы, недоступные пониманию Раскольникова – смирение и вера в «божий промысел». На в – с Раскольникова о том, Лужину жить и делать мерзости или Катерине Ивановне умереть Соня отвечает: «Ведь я божьего промысла знать не могу». Человек может располагать только собой, принести в жертву только себя – вот ответ Сони и принцип ее жизненного поведения. Смирение ничего общего не имеет с безразличием к окружающему миру. Основной чертой внутреннего мира Сони является уважение к людям, сострадание чужому несчастью.
В ответ на признание Раскольникова в современном убийстве Соня кидается к нему в порыве «страстного» и мучительного сочувствия к несчастному. А на его оправдание: «Я ведь вошь убил… Соня с возмущением возражает: «Это человек – то вошь!»
«Страдание принять и искупить себя им – вот что надо» –  приказывает она Раскольникову.
Или уподобиться Свидригайлову, или «принять страдание», – как требуют Соня и Парфирий – иногда выхода у Раскольникова нет. Неожиданное самоубийство Свидригайлова окончательно надломило Раскольникова, «он чувствовал, что на него как бы что – то упало и придавило». Остается одно – сделать то, что ждет от него «бледная, вся помертвевшая Соня – открыто признать свою вину».
Примирение Раскольникова с жизнью Достоевский перенес в эпилог романа. В остроге, на берегу Иртыша, ему, наконец открывается и красота идеала Сони, и сила безграничной любви: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого….» «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…»

Лексические обороты, используемые для обрисовки характера Сони.

Самоограничение, гордая решимость, естественность каждого ее порыва. Наделена даром бесконечного сострадания людям. Не  возмущается и не протестует. Незаметное подвижничество.
Страдания достигают предела. Идет на позор и унижение ради спасения близких. Убогая, нищенская обстановка. Драматическая атмосфера встречи. Уповает на бога. Ответы звучат беспощадно. Спасает ее вера, сострадание. Покоряется силой души и характера.
Конспекты уроков по схожей теме:
2. Конспект урока по литературе в 10 классе  ”Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества“;
3. Конспект урока по литературе в 10 классе “Петербург Достоевского“;

Комментариев нет:

Отправить комментарий