среда, 16 августа 2017 г.

Альтернативные системы образования

 Эффективность этих методик доказана несколькими десятилетиями. Быть может, их опыт вдохновит и вас. 
1. Система Монтессори — обучение через открытия
  • Экскурс в историю
Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, философ и гуманист, первая женщина в истории Италии, которая окончила курс медицины. Стала одной из первых женщин-докторов наук. В первой половине XX века Мария Монтессори разработала собственную систему воспитания, базирующуюся на поощрении свободы и самостоятельности ребенка, а также создании естественных условий для физического, психоэмоционального и социального развития. В 1988 году ЮНЕСКО внесла имя Марии Монтессори в список педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Помимо нее в этот список попали американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и советский педагог Антон Макаренко. Сегодня элементы методики Монтессори активно используются в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.
  • Особенности обучения
Система обучения в рамках подхода Марии Монтессори базируется на ряде принципов: детям предоставляется свобода выбора, это помогает ребенку понять себя и свои желания, учит ответственности и развивает инициативность. Контроль ошибок и оценка успеха выполняется самим ребенком. Взрослый не дает постоянные оценки и наставления, вместо этого помогая ребенку выработать способность к самоконтролю. Еще один важный элемент педагогики Монтессори — отсутствие соревновательности. Это особенно важно в раннем возрасте. Такой подход помогает ребенку сформировать уверенность в себе и уважение к окружающим. Для работы по системе Монтессори учителю нужно пройти специальную подготовку. Обучение предполагает использование специального дидактического материала.
  • Известные выпускники
Соучредители Google Сергей Брин и Лоуренс Пейдж в детстве обучались по методу Марии Монтессори. Кто знает, быть может благодаря этому им удалось добиться успеха.
 
2. Вальдорфская педагогика — «неопережение» развития ребёнка
  • Экскурс в историю
Основатель Вальдорфской педагогики — Рудольф Штайнер, австрийский доктор философии, педагог и социальный реформатор. Ключевые идеи воспитания в рамках Штайнеровского подхода были выработаны на основании антропософии — учения, описывающего методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году. Сегодня в мире действует более 1000 школ и в два раза больше детских садов, использующих принципы Вальдорфской педагогики.
  • Особенности обучения
Учебная программа Вальдорфской школы остается практически неизменной в течение всей ее почти вековой истории. Обучение в начальных классах кардинально отличается от уроков в традиционной школе. Особенное внимание уделяется развитию творческих способностей: изучению танцевального искусства, изготовлению поделок, лепке и рисованию. Учебный день построен таким образом, чтобы умственная деятельность плавно переходила в физическую. Первый урок — всегда самый главный. Такие предметы, как математика, родной язык. география, физика и химия всегда ставят первым уроком. После них проводятся уроки, посвященные изучению иностранного языка, а также уроки музыки, гимнастики, живописи и эвритмии — искусства художественного движения, основанного на соединении танца, пантомимы и поэзии. Послеобеденное время посвящено практической деятельности: ручному труду, садоводству, ремесленничеству.
В вальдорфской школе нет оценивания, учебников и домашних заданий.
  • Известные выпускники
Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф, немецкий писатель Михаель Энде, актёр Рутгер Хауэр, актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок.

3. Методика Харкнесса — переосмысленный диалог Сократа
  • Экскурс в историю
Этот метод был разработан нефтяным магнатом и филантропом Эдвардом Харкнессом. В 1930 году Харкнесс пожертвовал внушительную сумму с шестью нулями Академии Филлипса, частной средней школе в Нью-Гэмпшире. Пожертвование было сделано с условием, что деньги должны быть использованы для внедрения нового образовательного метода.Часть средств была использована на подготовку и расширение штата учителей, так как для эффективной работы по методике Харкнесса максимальное количество учеников в классе не должно превышать 15 человек.
  • Особенности обучения
Харкнесс предложил пересмотреть подход к организации работы на уроке и изменить традиционную расстановку мебели, когда ученики сидят за партами, а учитель стоит у доски. Вместо привычной обстановки он посоветовал использовать большой овальный стол, за которым ведется обсуждение. Таким образом, все ученики превращаются в активных участников образовательного процесса. В условиях такого обсуждения невозможно сохранить роль пассивного слушателя, уютно просиживающего 45 минут «на галерке».
  • Известные выпускники
Дэн Браун — американский писатель, журналист, автор бестселлеров «Ангелы и демоны», «Код да Винчи», «Утраченный символ» и «Инферно», а также основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг.
4. Педагогика «Реджо Эмилия» — с уважением к детству
  • Экскурс в историю
Этот метод получил свое название в честь городка на севере Италии. В 1945 году учитель Лорис Малагуцци предложил новый подход к воспитанию и образованию детей в возрасте от 3 до 6 лет. Основой для его идей послужили наработки двух великих психологов: Жана Пиаже и Льва Семеновича Выготского.    Долгое время подход, использующийся в дошкольном центре Реджо Эмилии, не был широко известен. Ситуация изменилась в 1991 году, когда информационное издание Newsweek описало ключевые идеи подхода Малагуцци и назвало его одним из лучших среди методик раннего развития.
  • Особенности обучения
В основе образовательного подхода лежит принцип уважения к ребенку. В Реджо Эмилия осознали, что ребенок учится через касание, рассматривание, движение и манипуляцию предметам. Это осознание помогло организовать процесс обучения таким образом, чтобы дети не были скованы. Учащиеся получают полную свободу самовыражения через участие в беседах, знакомство с драматическим, музыкальным и художественным искусством. Рабочее пространство организовывается так, чтобы дети чувствовали себя как дома. Учебная программа не привязывается к четкому плану, так как задача учителя в рамках этого подхода заключается в том, чтобы помочь ребенку исследовать мир и поддержать его мышление, вместо того, чтобы давать готовые ответы.

5. Школа «Садбери Вэлли» — индивидуализм и демократия
  • Экскурс в историю
Американская школа «Садберри Вэлли» открылась в 1968 году в Фрэмингеме, штат Массачусетс. Вот уже почти полвека в стенах этой школы успешно применяют модель обучения, основанную на полной свободе получения знаний, личной ответственности и демократическом управлении. Сегодня школы, использующие опыт «Садберри Вэлли», успешно работают в Соединенных Штатах Америки, Японии, Франции, Бразилии, Бельгии, Чехии, Швейцарии, Германии, Голландии и Израиле.
  • Особенности обучения
«Садберри Вэлли» — частная, платная школа, в которую принимают детей возрастом от 4 до 19 лет. Пожалуй, ни в какой другой школе у ребенка нет столько свободы, сколько открывает перед ним обучение в «Садберри Вэлли». Процесс обучения основан на 5 элементах: свобода, доверие, уважение, ответственность и демократия. Вот и всё. И никаких учебных планов, уроков, домашних заданий и контрольных работ. Удивительно, но эта система работает! В «Садберри Вэлли» нет разделения на классы, и вообще нет классных комнат в привычном понимании. В помещении школы есть множество комнат, обустроенных для обучения, но в их интерьере угадывается скорее загородный домик или летний лагерь. Дети разного возраста могут заниматься вместе, причем часто старшие помогают младшим ребятам освоить выбранный предмет. В «Садберри Вэлли» действует автономная демократия. У родителей практически нет влияния на процесс обучения, а ученики и персонал школы равны в правах. Все важные решения о распорядке и правилах школы принимаются на коллективных собраниях или путем голосования. Ученики принимают участие также в распределении бюджета. Конечно же, подход, используемый в «Садберри Вэлли» довольно спорный. Некоторые ученики могут покинуть стены школы без элементарных знаний истории или географии, просто потому, что им были неинтересны эти науки, и никто не заставлял учить их. С другой стороны, задача этой школы — сохранить и развить в ребенке желание учиться, воспитать ответственность за свой выбор

Комментариев нет:

Отправить комментарий