понедельник, 16 января 2012 г.

"КУЛАЧНЫЙ  БОЙ  НА  МОСКВЕ-РЕКЕ"


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
«КУЛАЧНЫЙ БОЙ НА МОСКВЕ-РЕКЕ»
Знания на уроке: повторение понятия об антитезе, роли пей­зажа в изображении.
Словарная работа: драматизм судьбы, семейный быт, нацио­нальный характер, сила духа.
ХОД УРОКА

I. Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова.

(Обучение продуктивному устному высказыванию).
Примерный план рассказа
1. Сцена из семейной жизни в доме Калашникова отражает реальные детали русского быта и нравов эпохи средневековья.
Описание обычного дня купца, торгующего в лавке, пустын­ных улиц, вечернего города в зимнюю стужу, дома Калашникова, семейных отношений, религиозных обрядов (венчание, свеча пе­ред образом в доме), нравы (сватовство, подглядывающие соседи, одежда героев) воссоздают картину жизни описываемой эпохи.
Опираясь на текст, учащиеся смогут конкретнее предста­вить себе эту картину.
2.  Семейный быт Калашникова — отражение русского на­ционального уклада жизни и обычаев, общих для всех сословий.
3. Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности и благородства.

II. Домашнее задание: подготовить рассказ о семейной драме Ка­лашникова, об идейно-художественном содержании этой сцены («Лиха беда со мною приключилася…»).


III. 1. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?

Учащиеся находят в тексте ключевой образ — образ зимнего утра («заря алая подымается…»), символизирующий способ­ность мира к вечному самообновлению и вечную его красоту.
2.  Каким смыслом наполняется эта сравнительная парал­лель из жизни природы и человека? (Что ждет участников ку­лачного боя?)
Повторяется понятие об антитезе по словарю литературо­ведческих терминов. Прибегая к приему антитезы, автор дости­гает драматизма повествования, подчеркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.
3. Исключительным событием или обычаем того историчес­кого времени представлен кулачный бой в поэме?
Найти доказательства правоты суждения в тексте. (Все знают, сходятся и собираются на кулачный бой, на Москву-реку. Кулачный бой — «охотницкий», ведется по правилам и т. д.).
4. Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
Обращаем внимание на то, что опричник идет на бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием».
5. Из каких побуждений идет на бой Калашников? Какой смысл вкладывает он в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?
Задание. Отметить изобразительные средства, показывающие Калашникова истинным христианином. (Причина участия в бою — способ защитить честь семьи; мужество — Калашников знает возможности своего противника, его поведение, объясне­ние с Кирибеевичем перед боем и т. д.).
6. Калашников — былинный герой, русский богатырь.
Задание. Отметить эпические способы изображения героя:
а) бой (поединок) как средство раскрытия незаурядной физической силы и доблести героя;
б)  использование гиперболы в повествовании и описании (сила удара Калашникова);
в)  сила духа Калашникова, смелость в поведении с царем (убил…, а за что, про что — не скажу тебе…»).

IV. 1. Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?

В чем нарушены обычаи? В чем обычаи соблюдены?
Правила боя исключали какое-либо вмешательство в ход поединка. Но царь «награждает» победителя царской милостью: не оставит жену и сиротинушек-детей.
2. Правым ли себя считает Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
Задание. Почему он говорит братьям
«Помолитесь сами в церкви божией Вы за душу мою, душу грешную»?
Калашников понимает, что нарушил христианскую запо­ведь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди.
3. Какова народная оценка поступка купца?
Задание. Прочитать концовку поэмы и найти ключевые сло­ва, выражающие народную точку зрения: «каждому правдою и честью воздайте!», «христианскому народу слава».
Конспекты уроков со схожей темой:

Комментариев нет:

Отправить комментарий