воскресенье, 10 марта 2019 г.

Технологическая карта урока: "Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова».

Цель урока
формирование навыков анализа поэтического текста,  выявление особенностей выражения темы одиночества

Тип урока
урок «открытия» новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения.
Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся осознания эстетической ценности русского языка, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств
Технологии, формы и методы обучения
Технологии личностно – ориентированного,  развивающего обучения;
методы словесные, наглядные, репродуктивный и частично-поисковый (низкий уровень), исследовательские: анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный, обобщение (средний и высокий уровень)
 формы групповые, фронтальные, индивидуальные
Образовательные ресурсы (адреса сайтов, ссылки на источники)
тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», «Утес», «Парус»; учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 6 класс» (автор-составитель Снежневская)
Оборудование
Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку
Основные понятия (по предмету)
Лирика, лирический герой, антитеза, олицетворение, эпитет, сравнение композиция, строфа

Организационная структура урока (учебного занятия)
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Деятельность учеников
УУД
Коррекционный уровень
Общеобразовательный уровень
Коррекционный уровень
Общеобразовательный уровень
1.Организационный момент
Создание ситуации успеха
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
-Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.
Приветствие
Личностные
создание доброжелательной атмосферы
Познавательные
мотивация на учёбу
Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем
Регулятивные…….
2.Проверка домашнего задания
Поэтическая викторина
По данным строкам узнать произведение и автора:
- скажи-ка, дядя, ведь недаром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
-  белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
-    тучки небесные, вечные странники!...  («Тучи»)                                                       



Дают ответы на вопросы викторины







Личностные….
Познавательные…..
Коммуникативные….
Регулятивные Взамодействуют с учителем
3. Целеполагание
Тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Особенности выражения в поэзии темы одиночества»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
-Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: каковы особенности выражения темы одиночества
Подбирают ассоциативный словесный ряд к слову «одиночество»
Выдвигают аргументированные предположения в соответствии с учебной задачей

4.Открытие нового знания
Звучит музыка:
На ее фоне – профессиональная декламация стихотворений М.Ю. Лермонтова: «На севере диком…», «Утес», «Парус».
Предлагается ответить на вопросы:
А задумывались ли вы над тем, как удалось поэту проникнуть в ваше сознание, переместить вас из классной комнаты в иные миры, заставить ваше сердце пережить то, что пережил лирический герой этих стихов?..  Почему поэту удается передать в словесном образе  звук, цвет, настроение, эмоции – все богатство нашего мироощущения?.
Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как рождается образ.
1 группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»
2группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
3 группа анализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес»

Вопросы для обсуждения в группах:
-Найдите в стихотворении образы-противопоставления.
-страна далекая – край родной, над ним – под ним, счастье, которое ищут – счастье, от которого бегут, буря – покой.
-одинокая сосна – прекрасная пальма, север дикий – далекая пустыня. Другими словами, суровой реальности противопоставлен мир мечты.
-утес – тучка, весело играя – тихонько плачет.
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой  разные природные стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопоставлена вечно неподвижному, монолитному «утесу».  

- Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.
Риза-  1. Облачение, одежда священника при богослужении.
Лазурь 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.)
Утес – Высокая скала. Как утес стоит что-н. или кто-н. (твердо, непоколебимо).
Пустыня – 1. Большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. 2. Безлюдная или малонаселенная местность (устар.) 
Горючий -  1. Способный гореть. 2. Горький. Горючие слезы

-Назовите образы, обладающие общими чертами
Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». 
Каково же настроение?
- Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
Антитеза (противопоставление): страна далекая – край родной, буря – покой.
Олицетворение: парус, ветер свищет.
Эпитеты:голубом, светлей лазури, золотой.

Антитеза (противопоставление): мир реальности – мир мечты
Олицетворение: сосна…дремлет,  снится ей (сосне), грустна…пальма.
Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, на утесе горючем.
Сравнение: одета, как ризой

Антитеза (противопоставление): весело играя – задумался, тихонько плачет
Олицетворение: ночевала тучка, утес задумался, плачет
Эпитеты: тучка золотая, утес-великан, весело играя,влажный след

- Определите композицию стихотворения

«Парус». Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая – изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом.
«Утес». Стихотворение состоит из двух строф, также построенных по одной модели: первая и вторая строка пейзаж, а третья и четвертая – олицетворение в образе утеса человеческих чувств.
«На севере диком стоит одиноко…». Стихотворение состоит из двух строф.  Две строфы - два поэтических мира. Первый мир - реальный, в котором сосна «стоит одиноко», второй – мир мечты, который «снится ей». Первая и вторая строка первой строфы – пейзаж, далее - олицетворение в образе сосны человеческих чувств.
Выбирает группу, в которой будет работать (с учётом психологической комфортности или предпочитаемого материала)
Находят в стихотворении и выписывают образы-противопоставления.

Находят в стихотворении незнакомые слова и определяют, обратившись к словарю, их значения.












































-Находят  и выписывают слова, которые можно объединить в смыс-ловую группу «Одиночество».




































Участвуют в работе в группах.
Анализируют поэтическое произведение согласно полученным заданиям.
Озвучивают перечень художественных приемов, использованных автором, определяют композиционные особенности анализируемых произведений.
Проводят обобщение, делают выводы.
Согласование усилий по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учитывают другие мнения.            Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.            Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Строят монологическое высказывание
            Осуществляют самоконтроль и контроль.            Принимают и сохраняют учебную цель.
Взаимоконтроль.
5. Самостоятельная работа
1 группа
В стихотворении Лермонтова «Парус» два центральных образа - парус и лирический герой.  Их объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус и одинокий герой… Герой видит в парусе символ одинокой души, он отождествляет себя с парусом. Герой так же одинок в море жизни и мятежен, как парус.
Основную тему стихотворения можно определить словом ОДИНОЧЕСТВО.
В  «пейзажных» строках заключается смысловое противоречие, антитеза. Противопоставлены парус и море. Парус борется со стихией, но одновременно ищет бури. Здесь противоречие, которое присуще и лирическому герою в его мире, в море человеческой жизни.
Стихотворение состоит из трех строф, каждая строфа – из четырех строк. Все три строфы построены по одной модели: 1-2 строки рисуют радостную картину природы (через цвет), а 3-4  – изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом.
В «действиях» паруса мы видим смысловое противоречие. В реальности –  гармония и красота природы: струя светлей лазури, луч солнца золотой, парус белеет в тумане голубом….
Парус – мятежный (олицетворяющий эпитет).Значит, буря - это состояние души, а не состояние природы и мира. Буря – в душе героя!!! Вот почему хочется думать, что есть надежда:  лирический герой, который ощущает себя одиноким парусом среди бури, будет, наконец, в ладу с собой и миром.

2 группа
В стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» два центральных образа - одинокая сосна  и прекрасная пальма. Они противопоставлены. Есть и другие противопоставления: север дикий – далекая пустыня. Другими словами, суровой реальности противопоставлен мир мечты.
Стихотворение не было целостным, если бы у противопоставленных образов не было чего-то общего, тождественного. Сосна… стоит одиноко, а пальма… одна и грустна; сосна стоит на голой вершине, пальма -  на утесе горючем.
В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя»: одиноко, на голой вершине, дремлет, одна и грустна. Общее настроение – грусть от одиночества.
По настроению легко определить основную тему стихотворения: одиночество.
Мечты  одинокой и грустной сосны связаны с одинокой и грустной пальмой. Смысловое противоречие в мечтах сосны объяснимо: сосна мечтает не о веселой и счастливой, а о печальной и одинокой пальме потому, что пальма так же несчастна и одинока на своем юге, как и сосна на севере. Это то существо, которое как никто поймет страдания сосны.
Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одино-чества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению.  Герой Лермонтова ищет не счастья, а сочувствия.
Идея стихотворения Лермонтова – жажда сочувствия, необходимость его для человека, мечта о тепле другой руки  и горькое сознание неосуществимости этой мечты «на севере диком».     

3 группа
В стихотворении Лермонтова «Утес» два центральных образа: утес и  тучка. Они противопоставлены. Есть и другие противопоставления: тучка умчалась,  весело играя – утес стоит и тихонько плачет (олицетворение).
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой  разные природные стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопос-тавлена вечно неподвижному, монолитному «утесу».  
В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя»: одиноко… стоит,  плачет в пустыне.  В стихотворении преобладает настроение грусти, даже страдания от одиночества. Поэтому по настроению легко определить основную тему стихотворения: одиночество.
Цветовую гамму стихотворения создают жизнерадостные, яркие цвета золота и лазури. Но  утес словно не видит праздника жизни  - он задумался.  Каменный исполин  - тихонько плачет (антитеза),
В стихотворении «Утес» поэт говорит не о конкретных людях, не о Нем и не о Ней.
Здесь  образы природы являются поэтическими заместителями людей, т. е. символами. В стихотворении говорится о непрочности человеческих отношений; о том, что несходство судеб, принадлежность к разным стихиям не может объединить героев.

Готовятся к выразительному чтению стихотворения с учётом основного мотива поэтического произведения.
Представитель группы озвучивает ответы, подготовленные группой. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Прослушивают ответы. Участвуют в беседе и обсуждении.
Познавательные
Умеют структурировать знания

6. Закрепление восприятия
В каком стихотворении тема одиночества выражена наиболее трагично?
(Если в «Парусе» одиночество гордое и мятежное, осознаваемое как вызов миру, то в «Утесе» нет никакой полемичности, нет вселенского масштаба – просто установлена безысходность ситуации.
Если в стихотворении «На севере диком…» сосна способна мечтать (это какое-то мыслительное действие, связанное с будущим), то  «утес»  может лишь недолго сохранить «влажный след» ветреной «тучки» и «плакать».
Это олицетворенное человеческое страдание в «пустыне»: одиноко плачущим оказывается утес-великан, скала каменная стена, символ прочной и уверенной в себе силы. «Влажный след» - реалистическая деталь, влага в расселине скалы. Этот источник слез быстро высохнет от того же ветра, что умчал «тучку золотую», и страдание, запертое в каменном безмолвии, лишится и слез.)

В каком стихотворении есть надежда на преодоление одиночества?
(«Парус»). В третьей строфе картина окружающего мира гармоничная, светлая, яркая. Пусть она контрастна состоянию лирического героя, пусть «как будто» демонстрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от себя, пусть герой страдает от разлада с самим собой.  Но он, пусть мысленно, но совершает действие, которое невозможно ни в «Утесе», ни в «На севере диком…». В «Парусе» нет упоминания о свободе и воле, но эти мотивы там присутствуют вместе с ощущением беспокойства, тревоги, порывом к бесконечному, жаждой простора и «бури». «Счастие» достигается только в результате действия, а значит, есть надежда).

Почему стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской  поэзии?
(Глубок философский смысл стихотворения. Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Конфликт между парусом и морем – это конфликт между человеком и бытием; покой и буря не могут быть одновременны, и человек не может это изменить. Стихотворение насыщено антитезами (далекая страна – родной край, покой - деятельность, добро – зло, счастье – страдание, свобода и неволя, земное – небесное, «я» -  внешний мир). А лирический герой жаждет цельности и естественности. Этот конфликт так близок русскому человеку, а стихотворение так художественно совершенно. Все это сделало «Парус» «визитной карточкой» лермонтовской лирики.
Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.
Выбирают из предложенных иллюстраций одну, которая, по собственному мнению, наиболее  соответствует настроению и идее стихотворения, с которым ученик работал.

Участвуют в беседе, работают с текстом. Осуществляя анализ, осознанно и произвольно строят высказывания. 
Осуществляют контроль и взаимоконтроль в процессе выполнения задания.        

7.Рефлексия
Дополните начало одного или нескольких предложений.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания и …

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я задумался(ась), о том…

Я научился(ась)…




8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Ответить письменно на вопросы.
1. Какое стихотворение Лермонтова тебе понравилось и почему? (низкий уровень)
2. В каком стихотворении («На севере диком…», «Утес», «Парус») тема одиночества выражена наиболее трагично? (средний уровень)
3. Почему стихотворение «Парус» стало символом лермонтовской  поэзии? (высокий уровень)


Выбирают домашнее задание







Комментариев нет:

Отправить комментарий