воскресенье, 7 января 2018 г.

Педагогический проект "Ступени мудрости"

Актуальность.
Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал. Этому должно содействовать современное воспитание. В связи с этим, немаловажной работой  педагога, я считаю, является  развитие личности ребенка через организацию процесса  научно – исследовательской работы. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться: установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса. Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможность практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для подростков большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Чему же учатся педагоги и дети в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции.  В процессе исследования  обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными, что само по себе уже необычно. На конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. Он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других обучающихся. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.
Противоречия.
 Все попытки реформирования и модернизации воспитания последних лет, рассматриваемые в плане обновления и изменения его содержания, не смогли раскрыть тему формирования творческой личности, способной опе­рировать социально и личностно значимыми знаниями. В связи с этим возникают противоречия:
1.     Между потребностью общества в педагоге, способном осуществлять исследовательский подход к организации воспитательного процесса в школе и низком уровне готовности учеников к осуществлению научно-исследовательской деятельности.
2.     Между необходимостью формирования готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения и неразработанностью педагогических условий его реализации.
3.     Между необходимостью получения школьниками обязательных готовых знаний  и  возможностью развивать у обучающихся стремление к самостоятельному добыванию  и исследованию дополнительных фактов и сведений, что должно способствовать  формированию  ценностного  отношения ребят  к   саморазвитию личности.
        Обеспечение  реализации этой  идеи  в  практике общеобразовательной  школы пока не достигнуто в полной мере. Именно поэтому развитие личности ребенка с помощью  научно – исследовательской работы, по моему мнению, является наиболее эффективной в воспитательной работе педагога.
Проблема.
Проблема формирования исследовательских умений школьников не является новой. В советской педагогике интерес к ней впервые возник в 20-е годы прошлого века (Б. Е. Райков). Следующий период активизации исследований по этой проблематике приходится на 70-80-е годы. В этой связи можно вспомнить дидактические исследования С. А. Гуревича, Н. В. Иванковой, И. Я. Лернера, П. И.Пидкасистого, Т. И. Шамовой  и многих других. К этому же периоду относятся работы методистов, изучавших особенности процесса формирования исследовательских умений учащихся на различном предметном содержании (гуманитарные дисциплины, естественнонаучные дисциплины, математические дисциплины). Можно заметить, что интерес к исследовательским умениям и процессу их формирования у учащихся обострялся в периоды реформирования школьного образования, осмысления новых подходов к построению процесса обучения.
Сегодняшний интерес к выделенной проблеме  также обусловлен, с одной стороны, новым видением целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет исследовательская деятельность как элемент познавательной деятельности учащихся. Учителя не рассматривают исследовательскую деятельность учащихся как необходимый компонент воспитательного процесса. Кроме того, они плохо  владеют методикой организации этой деятельности.
Для всех педагогов главнейшей целью в воспитании  должно стать обеспечение условий для раскрытия и развития у детей всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания детей.
Проект «Ступени мудрости» предназначен для учителей, заинтересованных в  воспитании творческой  личности ребенка в процессе научно – исследовательской работы и состоит из практических занятий для детей 5-9 классов школы.
Цель проекта – создание методики развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику исследовательской деятельности в различных областях.
Задачи проекта:
  • развитие самостоятельности обучающихся при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных  конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
  • Создание в школе научного сообщества учителей и обучающихся.
Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.
Объект исследования: воспитательный процесс в средней  школе, ориентированный на развитие личности учащихся в процессе научно- исследовательской работы.
Предмет исследования: исследовательские умения учащихся, которые формируются и проявляются в ходе исследовательской деятельности.
Прогнозируемый  результат:
Предполагается, что в результате реализации проекта обучающийся будет обладать следующими качествами личности:
1)   уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2)  критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3)   грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4)   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Прогноз положительных результатов реализации проекта:
1) увеличение количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
2) увеличением количества победителей предметных олимпиад;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества, которое можно проследить по результатам диагностики;
5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
•   в активном применении учащимися новых информационных технологий.
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
•   повышением квалификационной категории;
•   увеличением числа учителей – руководителей исследовательской работой школьников;
•   увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской работой;
•   увеличением числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп.
Пути реализации.
Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предметных недель.  Для учащихся 5 - 9 классов проводятся олимпиады по различным предметам, в апреле - городские олимпиады.
•   школьные исследовательские конференции.
•   День науки в феврале (5-9 классы, уроки – исследования, диспуты, рассказы об учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-конференции);
•   организацию выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся.
•   конкурс достижений учащихся 5-9  классов «Мои маленькие победы»;
•   конкурс «Неделя «на отлично» (5-9  классы);
• систематические выступления учащихся с результатами своей исследовательской работы перед коллегами, учителями и родителями.
Ежегодно первое родительское собрание в 5-9 классах посвящено особенностям обучения в средних классах. На собрании родители знакомятся с психологическими особенностями обучающихся, закономерностями их интеллектуального развития.
В работе по проекту «Ступени мудрости» можно применить  интерактивные методы работы:
1. Бортовые журналы;
2 Мозговой штурм
4. Дерево решений.
5. Гражданские слушания.
6. Ролевая (деловая) игра.
7. Займи позицию.
8. Дискуссия.
9.Дебаты.
10. Блиц-опрос;
11. Анкетирование;
12. Мини-исследования;
13. Решение ситуационных задач  
14. Мини-лекция
  Формы организации воспитательной деятельности: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные. Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная; совместно последовательная; совместно-взаимодействующая. Уже при анализе форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты:
- деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность;
- интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя;
-рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели.
- выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением.

Рабочий план реализации проекта:
Составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:
Сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;
Октябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
Ноябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;
Декабрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных;
Январь – консультирование по написанию и оформлению работы;
Февраль – консультирование по подготовке устной защиты работы.
Перед тем как приступить к занятиям исследовательской деятельностью, учащиеся должны быть ознакомлены с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования.


Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .
3. Исследование
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Защита проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценивание проекта
1-й способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина их расчёта баллов, выставляемых в данной позиции.
Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
этапы
критерии оценки
самооценка
педагог
коллеги по команде
(классу)
Защита
Представление (из 15 баллов)



Ответы на вопросы (из 15 баллов)



Процесс проектирования
Интеллектуальная активность (из 10 баллов)



Творчество (из 10 баллов)



Практическая деятельность (из 10 баллов)



Умение работать в команде (из 10 баллов)



Итог
Достигнутый результат (из 15 баллов)



Оформление (из 15 баллов)



Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
85-100 баллов — “отлично”;
70-85 баллов — “хорошо”;
50-70 баллов — “удовлетворительно”;
менее 50 баллов — “неудовлетворительно”.
Если в результате выполнения проекта учащийся получил “2” (“неудовлетворительно”), то это — чрезвычайное происшествие. Повторять проектирование невозможно из-за отсутствия времени, а оставлять этот пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать или доделать. Текущий невыполненный проект можно заменить дифференцированным зачетом по теме проекта (то есть зачетом с оценкой). В любом случае необходимо тщательно, вместе с учеником разобраться. Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, “открытые” консультации, когда любой может присутствовать и слушать, а также использовать другие интерактивные виды обучения, где учащийся выступает активным субъектом учения. Внепроектные интервалы в учебной деятельности также целесообразно насыщать самообразовательными обучающими элементами, т. е. самостоятельным познанием, добыванием информации.
2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов
Критерии оценки
Баллы
Оценка работы
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
5, 10, 20
Объем разработок и количество предлагаемых решений
5, 10, 20
Практическая ценность
5, 10
Уровень самостоятельности участников
10,20
Качество оформления записки, плакатов и др.
5, 10, 15
Оценка рецензентом проекта
5, 10
Оценка защиты
Качество доклада
5, 10
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме
5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету
5, 10,20
Ответы на вопросы преподавателя
5, 10,20
Ответы на вопросы учащихся
5, 10
Итоговая оценка (балл):
180-140 баллов — “отлично”;
135-100 баллов— “хорошо”;
95-65 баллов — “удовлетворительно”;
менее 65 баллов — “неудовлетворительно”.
3 способ. Весьма интересен оценочный подход, разработанный и применяемый с доцентом МПГУ П.С. Лернером . Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не об оценке выполненного проекта, а о выполнении творческих заданий, которые предлагались преподавателем в процессе занятий по курсу. Причем оценивается не конкретное задание, а общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. В основе рейтинговой оценки здесь также предлагается комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса), субъективную часть, формируемую самим учащимся, а также оценку, формируемую преподавателем по всем следующим 11 оценочным позициям. Полученную сумму, естественно, следует разделить на число экспертных групп (преподаватель, ученик, коллектив учащихся), то есть на три.
Критерии оценивания:
1.     Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.
2.     Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.
3.     Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).
4.     Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
5.     Уровень обучаемости, восприимчивости.
6.     Волевые качества в учении, устремления к личным высоким достижениям в учении.
7.     Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях).
8.     Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих заданий.
9.     Уровень интереса к содержанию занятий.
10.                       Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.
11.                       Степень расширения кругозора.
По всем критериям оценивание проводится по 10-балльной системе. Если есть необходимость перехода к общепринятой системе, то эмпирически можно определить, какое количество баллов соответствует оценкам “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”. Оценивание проектов и творческих заданий путем выставления коллективных экспертных отметок позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того как баллы за проект выставлены, следует дать возможность каждому поразмышлять, что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если все прошло успешно, то в чем залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других. Иногда следует проводить рефлексию не в группе, а лишь с командой, выполняющей одно задание (проект). Как правило, такой подход рекомендуется в начальный период выполнения проектов, когда учащиеся еще не научились публично рассуждать и обсуждать результаты деятельности. Самое интересное, что неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе проверки и оценки результатов, предполагающих определенный самоанализ, а затем на защите проекта учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную при проектировании, объективные и субъективные причины неудач, неожидаемые последствия деятельности. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности (новый проект — но, может быть, по другому предмету), формирует потребность в получении новых знаний. Подобная рефлексия позволяет сформировать у учащихся адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.
Методы диагностики  развития личности
Разговор о диагностике  развития ребенка уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания. Ошибаются те, кто считает, что самыми надежными являются тесты, которые представляют собой стандартизированные методики, с помощью которых можно в балах измерить уровень проявления того или иного свойства - показателя творческого развития.
Я предлагаю следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня  развития личности:
ü наблюдение,
ü создание экспериментальных ситуаций,
ü тесты.
Наблюдение
Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.
Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Этапу собственно диагностики предшествует семинар, который психологи либо педагоги - руководители проблемных групп проводят с педагогами. На нем рассматриваются методологические, теоретические и методические вопросы, с тем, чтобы педагоги осознанно участвовали в процессе диагностики. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения.
Например:
Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года;
Количество фиксаций: три раза;
Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.
Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.
Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.
Например:
Часто – иногда – никогда.
Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
(Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки).
Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.
Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом

Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)
………………………. ……………………….
Признак
Степень выраженности
часто
иногда
никогда
1.    



2.    



3.    



4.    



5.    



6.    



7.    



Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог……….

Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков  развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.

Классификация  способностей по А.И. Луку.
1.     Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
2.     Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
3.     Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
4.     Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
5.     Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
6.     Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
7.     Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
8.     Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
9.     Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
10.            Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
11.            Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
12.            Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
13.            Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
14.            Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
15.            Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.

ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ Д. Джонсона
Список характеристик креативности
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности ок­ружающего, мира (Чувствительность к проблеме, предпочте­ние сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (Беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (Гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или реше­ния (Находчивость, изобретательность, разработанность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотети­ческие возможности (Воображение, способности к структу­рированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решении проблемы (Ориги­нальность, изобретательность и продуктивность).
7. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову типич­ной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (Независимость).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возник­шие затруднения, брать на себя ответственность за нестандар­тную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточ­ное поведение).
Лист ответов
(опросник креативности)
ФИО испытуемого …………………………………………         .Дата              Школа          Класс                    Возраст_____....
Респондент (ФИО) (заполняющий анкету)
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны на предыдущей странице. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает выше­описанными творческими характеристиками. Возможные оце­ночные баллы :
5 — постоянно; 4 —- часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда
ФИО заполняющего
Творческие характеристики
Сумма баллов




1
2
3
4
5
6
7
8














































Опросник Г. Дэвиса ( выявление креативности)
1.     Я думаю, что я аккуратен(тна).
2.      Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3.      Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
4.     Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
5.     Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
6.     Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может  \
быть сделана мною наилучшим образом.
7.     Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
8.     В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
9.     Я иногда поступаю по–детски.
10.                        Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
11.                        Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
12.                        Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
13.                        Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14.                        Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15.                        Я часто скучаю.
16.                        Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17.                        Я люблю смотреть на красивые вещи.
18.                        Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
19.                        Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20.                        Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
21.                        Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 - независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Оценка уровня творческого потенциала:
И н с т р у к ц и я: При ответах на предлагаемые вопросы оцените по 9-балльной шкале степень выраженности своих личностных качеств или частоту их проявления.
Высший балл – 9, низший – 1
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
2. Если всех людей разделить мысленно на логиков и эвристиков (генераторов идей), то в какой степени вы – эвристик?
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
4. В какой степени ваше творение «продукт» чаще всего отличается от исходного замысла?
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещание?
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес?
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
8. Какой % людей в коллективе обычно поддерживает ваши инициативы и предложения? (1 балл  10 %)
9. Как часто у вас бывает веселое и оптимистическое настроение?
10. Если все проблемы, решаемые вами за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков удельный вес практических?
11. Как часто вам приходится отстаивать свои убеждения?
12. В какой степени ваша общительность способствует решению ваших проблем?
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение важных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
14. Как часто вы способны выполнять проекты?
15. Как часто вам удается опережать своих коллег?
16. Как много людей считает вас воспитанным?
17. Насколько вам импонирует жизнь в деятельности?
18. Как часто вы реформируете свою жизнь?
Обработка.
Ответив на все вопросы, подсчитайте сумму баллов и определите по таблице уровень вашего творческого потенциала.



Карта педагогических наблюдений за развитием творческого потенциала личности учащихся в процессе подготовки и участия в работе кружка «Ступени мудрости».





1
Ф.И. учащегося



Иванов И.И.
Замер
Творческий потенциал личности учащегося
Любознательность
Интуиция
Воображение
Активность
Оригинальность
Умение комбинировать идеи
Умение использовать прошлый опыт
1.







2.









Результаты работы:

Оценка уровня творческого потенциала обучающихся 6 «А» класса:
2012-2013 учебный год
Количество учеников
Сумма баллов
Уровни
8
40-50
низкий
13
55-69
ниже среднего
4
70-84
чуть ниже среднего
2013-2014 учебный год
Количество учеников
Сумма баллов
Уровни
8
85-90
средний
13
115-129
выше среднего
4
130-142
высокий

2014-2015 учебный год
Количество учеников
Сумма баллов
Уровни
8
115-129
выше среднего
17
130-142
высокий

В результате педагогических наблюдений за развитием творческого развития личности учащихся 6 «А» класса в процессе подготовки и участия в работе проекта «Ступени мудрости» в 2014-2015 году выявлено:
1.     Любознательность проявляли 18 человек из 25
2.     Интуиция- 15 человек
3.     Воображение -20 человек
4.     Активность- 17 человек
5.     Оригинальность-10 человек
6.     Умение комбинировать идеи-10 человек
7.     Умение использовать прошлый опыт-18 человек

В 2013-2014 учебном году учениками 5 «А» класса было выполнено 10 исследовательских работ, с результатами которых ребята ознакомили учащихся школы и их родителей.

Активность учащихся 6 «А» класса:
В 2014-2015 учебном году
Количество учеников
Количество мероприятий
Публикации
8
3

13
5-6

4
7
2

С сентября 2014 года ученики 6 «А» класса  приняли участие в конкурсах:
1.Грамотей - марафон 2014 (проверка уровня грамотности) – 20 человек
2.Международный дистанционный конкурс по орфографической грамотности «Грамотей- спринт2015»- 20 человек
3. I  международная  викторина для обучающихся  « По тропе Русского языка! №1» -5 человек
4. Школа информационной культуры- 23 человека
5. II Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку-12 человек
6. Всероссийский  турнир «Пони», 1 тур «В мире знаков» - 10 человек
7. Международный конкурс по языкознанию  «Русский медвежонок» - 10 человек
8. Всероссийский проект «Безопасная дорога в школу» - 6 человек
9. Почитай–ка 2015 (проверка уровня сформированности читательских умений школьников в соответствии с требованиями ФГОС)- 12 человек
10.Общероссийский конкурс школьных газет Межшкольная Гуманитарная                          Интеллектуальная Ассоциация  (МГИА) КЛИиО «Юный интеллектуал» - 1 человек
11.Стихотворение «Новокуйбышевск».
Павлова Мария, ученица 9 «А» класса  http://nsportal.ru/node/1404341
12.Исследовательская работа на тему: «Историзмы и архаизмы».  Смоленов Никита, ученик 6 «А» класса http://nsportal.ru/node/1296321
13.Творческая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Болонина Карина      , ученица 5 «В» класса         http://nsportal.ru/node/1496930
14.Творческая работа «Дети в годы Великой Отечественной войны». Плаунова Ксения, ученица 6 «А» класса http://nsportal.ru/node/1509716
15.Творческая работа «Здесь тыл был фронтом».
Оконечникова Анастасия, ученица 9 «В» класса  http://nsportal.ru/node/ 1207473
    
  С 08.04.2014 г. Рагузина Галина Ивановна является членом Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации Педагогов России;  с 14.05.2014 г. - членом  Информационно - Методического Центра «Треугольник Наук - ГЕО»;  членом Информационно – Методического Центра «ЛОГОС»; членом  Информационно – Методического Центра «Форум».
  Участие в конкурсах профессионального мастерства :
Дата
Уровень
Название мероприятия
Результат
Ноябрь 2014
Международный конкурс «Педагогика дополнительного образования»
Выступление на конференции Роль педагога в воспитании у школьников потребности здорового образа жизни в рамках ФГОС»
Диплом 1 степени
Март 2015
Всероссийский
Педагогический конкурс «Зимние интернет- к@никулы»
Сертификат
Май 2014
Общероссийский
«Презентация «Мой край родной»
Диплом 1 степени
Ноябрь 2014
Общероссийский конкурс «Педагогическое восхождение»
Программа работы педагога по русскому языку и литературе на тему: « Кружок «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого потенциала личности учащегося»
Диплом 2 степени

Распространение передового педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Дата
Уровень
Название мероприятия
Результат
Выходные данные и объем в печатных листах (в случае опубликования
Декабрь2014
Областной
Методический семинар «Выявление и развитие одаренности учащихся с использованием различных форм урочной и внеурочной деятельности»
Благодарственное письмо

09.04
2014
Территориальный
11 территориальная научно- практическая конференция педагогов «Внедрение  и реализация ФГОС как ресурс инновационного развития образовательного учреждения»
Сертификат

Август 2014
Территориальный
12 территориальная Ярмарка образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу»
Сертификат

Март 2014

Методическая разработка: исследовательская работа
Свидетельство
Infourok.ru/material=36044
Апрель 2015
Территориальный
12 территориальная научно-практическая конференция педагогов «Кружок «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого потенциала личности обучающихся
Сертификат

Комментариев нет:

Отправить комментарий