воскресенье, 7 января 2018 г.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности.

                   Аннотация
Одной из важнейших целей современного образования является формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям. Проектная деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Автор   работы отметил   актуальность проектной деятельности в образовательном процессе, указал на противоречия и проблемы, решаемые педагогом, определил цели и задачи работы. Путем рассуждений и результатов исследований  разработан комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие метода проектов в школе.

Актуальность
В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы.«Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Противоречия.
1.Между потребностью общества в педагоге, способном осуществлять проектную деятельность в организации воспитательного процесса в школе и низком уровне готовности учеников к осуществлению этой деятельности.
2.Между необходимостью формирования готовности обучающихсяк проектной деятельности средствами проблемного обучения и неразработанностью педагогических условий его реализации.
3.Между необходимостью получения школьниками обязательных готовых знаний  и  возможностью развивать у обучающихся стремление к самостоятельному добыванию  и исследованию дополнительных фактов и сведений, что должно способствовать  формированию  ценностного  отношения ребят  к   саморазвитию личности.
Проблема.С одной стороны, новое видение целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет проектная деятельность как элемент познавательной деятельности учащихся. Учителя не рассматривают проектную деятельность учащихся как необходимый компонент воспитательного процесса. Кроме того, они плохо  владеют методикой организации этой деятельности.
Цель  – создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику проектной  деятельности в различных областях.
Задачи:
• Развитие творческого потенциала обучающихся.
• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных  конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
• Создание в школе научного сообщества учителей и обучающихся, желающих заниматься проектной деятельностью.
Объект исследования: воспитательный процесс в средней  школе, ориентированный на развитие личности учащихся в процессе научно- исследовательской работы. Предмет исследования: умения учащихся, которые формируются и проявляются в ходе исследовательской деятельности.
Гипотеза: применение проектной деятельности в воспитании детей приведет к повышению уровня развития творческого потенциала ученика, формированию именно тех компонентов интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.
Преимущества - целенаправленная индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.Трудоемкость - затраты времени учителя и ученика.
Риски - победы, завоеванные с 1-го раза, могут привести к остыванию дальнейшей деятельности, а может, наоборот. Разочарование детей, не получивших признание на территориальных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Прогнозируемый  результат:предполагается, что в результате реализации проектной деятельности обучающийся будет обладать следующими качествами личности: уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Прогноз положительных результатов реализации проектной деятельности:
1) увеличение количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
2) увеличением количества победителей предметных олимпиад;
3)формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,
5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
•   в активном применении учащимися новых информационных технологий.
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
•   повышением квалификационной категории;
•   увеличением числа учителей – руководителей проектной работы школьников;
•   увеличением числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп.
7) Повышение уровня творческого потенциала обучающихся.
Реализация проекта:
Взаимодействие с семьями обучающихся:в аспекты взаимодействия школы с семьей учащегося я включаю следующие виды совместной деятельности:
— информативная, подразумевающая разнообразные формы педагогического просвещения, обеспечивающая родителей и учащихся научно-педагогическими данными;
— обучающая, способствующая развитию у родителей готовности и умения стать учителями своих детей, выработать собственную педагогическую позицию, единую со школьной стратегией воспитания;
— развивающая, оказывающая влияние на личностный рост участников взаимодействия;
— прогностическая, позволяющая предвидеть траекторию развития личности ребенка при сложившемся укладе семейного воспитания, спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;
— организационная, предполагающая умение организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей,  проведение совместных внешкольных мероприятий с участием семьи (научные экспедиции, походы, экскурсии и др.).
Ежегодно первое родительское собрание в 5-9 классах посвящено особенностям обучения в средних классах. На собрании родители знакомятся с психологическими особенностями обучающихся, закономерностями их интеллектуального развития.  В рамках устойчивых организационных форм координации взаимодействия семьи и школы в процессе проектной деятельности  педагога я  выделяю следующие уровни: 
1. Уровень методического объединения — теоретический семинар для родителей и педагогов по проблемам взаимодействия, обсуждение педагогического опыта коллег, методическая комиссия, открытые занятия с привлечением родителей.
2. Уровень школы — научно-практический семинар, отчетная конференция по результатам проделанной за год работы, педагогический совет с участием родителей для определения перспектив развития школы, организация совместных с семьей научно - исследовательских проектов в рамках проектной деятельности школы.
Организации работы органов самоуправления:не реже двух раз в течение одного учебного года проводится ученическая конференция, которая является высшим органом ученического самоуправления.Ученическая конференция рассматривает основные направления деятельности Совета учащихся;  вырабатывает предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;  заслушивает отчёт и информацию, оценивает результаты деятельности Совета учащихся;  участвует в планировании и организации внеурочной деятельности учащихся. Решения конференции являются правомочными, если на ней присутствовало не менее 2/3 учеников второй и третьей ступени обучения.
Эстетизация среды: в работе я применяю наиболее эффективные  методы: убеждения; вовлечения обучающихся в активную эстетическую деятельность; создание определенных эстетических ситуаций, способствующих выявлению знаний об эстетической сущности труда, развитию умений применять их в практической деятельности и др. Именно в процессе труда активизируются и проявляются "сущностные силы" личности обучающегося, формируются и реализуются его взгляды и убеждения, воспитываются эстетический интерес к труду творческому и потребность в нем.Система моей работы включает в себя несколько направлений:
1.      Организация экскурсий в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение театров, экскурсии на природу, по достопримечательным местам родного города, области;
2.      Организация тематических выставок детских работ в стенах школы; встречи с деятелями искусства.
3.      Разнообразные конкурсы, литературные вечера, работа стенной печати, отражающей основные эстетико- педагогические мероприятия.
Пути реализации:
1.Творческие задания на развитие воображения: одушевление неодушевленного, «сказочное»  и «фантастическое» в содержании, создание образов,  придумывание метафор, сравнений, загадок.
2.Творческие задания дивергентного типа: множество точек зрения при истолковании текста, твой взгляд на проблему, «посмотри на мир чужими глазами», изобретательские задачи.
3.Творческие задания, развивающие беглость и гибкость мышления: ассоциации, сопоставления, аналоги.
4.Творческие задания, развивающие оригинальность мышления: поиск необычных средств художественной выразительности, «зашифруй правило»,  «полезная ошибка», моделирование информации.
5.Использование эвристических методов работы (когнитивные, креативные и оргдеятельностные). Наиболее продуктивным является метод «Если бы…».  Использование его возможно не только для  переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья.
6.Выполнение учащимся заданий, связанных с поиском дополнительного материала, в том числе и в Интернете, обучение их способам работы с этой информацией, предупреждая об опасности неэффективного использования ИКТ.
7. Подготовка исследовательских, проектных работ.
8. Организация  работы в пресс-центре для реализации потенциала тех учащихся, для которых важно ощутить результаты своего творчества.
Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предметных недель.  Для учащихся 5 - 9 классов проводятся олимпиады по различным предметам, в апреле - городские олимпиады.
•  школьные исследовательские конференции.
• День науки в феврале (5-9 классы, уроки – исследования, диспуты, рассказы об учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-конференции);
•   организацию выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся.
•   конкурс достижений учащихся 5-9  классов «Мои маленькие победы»;
•   конкурс «Неделя «на отлично» (5-9  классы);
• систематические выступления учащихся с результатами своей проектной работы перед обучающимися, учителями и родителями.
Формы организации воспитательной деятельности:  групповые, парные, индивидуальные. Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная; совместно последовательная; совместно-взаимодействующая. Уже при анализе форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты:деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность;интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя; рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели; выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением.
Направленность работы на использование ИКТ: ИКТ  используются на каждом этапе проектной деятельности. При поиске информации ученик  обращается к глобальной сети Интернет, для этого он получает  навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска. Компьютерная  обработка  данных  исследования  (сортировка,  поиск,  отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных. Основными прикладными  программными  продуктами  при  подготовке   работы  являются системы  подготовки  текстов,  табличные  процессоры,  системы  создания  презентаций, графические редакторы.Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение  структуры  работы,  применение  обычных  и  концевых  сносок, составление оглавления и списка литературы. Ученик должен также уметь составить аннотацию работы, выделить ее основные тезисы.
Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.),  причем  каждая  из  них  предпочтительна  для  различных  целей.  Ученик  учится составлять таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Он также вырабатывает навыки  работы  с  изображениями  (помещение  изображений  в  текст,  снабжение  их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений), а также составления и внесения в текст формул и схем. Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.
Традиционные аналоговые технические средства:
• Аудиосредства (магнитофоны, микрофоны,  диктофоны, радиоприемники, кассеты),
•Графические и фотографические средства (фотоаппараты, слайды, изображения на пленках),
• Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки),
• Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеопроекторы, видеокассеты).
• Цифровые технические средства
• Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски)
• Графические и фотографические средства
• Проекционная техника (мультимедийные проекторы)
• Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)
• Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео.
Перед тем как приступить к занятиям проектной деятельности учащиеся должны быть ознакомлены с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования.
Последовательность проектной работы:

Стадия научно – исследовательской
работы
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
Обсуждают тему работы с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели исследования. Наблюдает за работой учеников
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи работы. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .
3. Исследование
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи  проектной
деятельности.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Защита проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценивание проекта:1-й способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина их расчёта баллов, выставляемых в данной позиции.
2 способ. Рейтинговая оценка проекта

3 способ.Весьма интересен оценочный подход, разработанный и применяемый с доцентом МПГУ П.С. Лернером. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не об оценке выполненного проекта, а о выполнении творческих заданий, которые предлагались преподавателем в процессе занятий по курсу. Причем оценивается не конкретное задание, а общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. В основе рейтинговой оценки здесь также предлагается комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса), субъективную часть, формируемую самим учащимся, а также оценку, формируемую преподавателем по всем следующим 11 оценочным позициям. Полученную сумму, естественно, следует разделить на число экспертных групп (преподаватель, ученик, коллектив учащихся), то есть на три. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий