воскресенье, 7 января 2018 г.

Сочинение на тему: "А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души".

В восьмидесятые годы 19 века вошел в русскую литературу талантливый писатель А. П. Чехов. Его перу принадлежат замечательные рассказы и повести. Краткие по форме, они несли в себе большой смысл, тем самым доказывая непреложность чеховского афоризма : «Краткость-сестра таланта». В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра.В своих ранних рассказах  Чехов  описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.).  Поздний Чехов 80х- 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к  проблемам общества. Характеры героев становятся острее  и четче. Писатель разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость.
Закончив гимназию, Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. А получив диплом врача, устраивается на работу в Подмосковье и пишет диссертацию на тему: «Врачебное дело в России ». Он тщательно изучает материалы по народной медицине, русские летописи. Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю. Доктора становятся главными героями его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведение, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», Припадок»,- врач по профессии. Только психология врача могла выявить  нравственное уродство, проникшее во все слои общества. В каких только формах не встречается в рассказах Чехова эта потеря человеческого в человеке. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдает от того, что в болоте обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества.
Внутренняя жизнь человека, как известно, развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. В зрелом возрасте отношение человека к миру уже вполне определяется. Чехов, развивая в новую эпоху и новой социальной почве известную антитезу : « Средь мира дальнего, для сердца вольного есть два пути»,- намечает два противоположных отношения человека к окружающей его действительности. Одно - интересное, когда человек подчиняется слепой власти быта и теряет волю к сопротивлению, другое отношение активное - оно призывает человека к более высоким сферам человеческого духа.Изображая судьбу героев, и их отношение к жизни, писатель доводил до сознания своих читателей идею необходимости  нравственно чистой жизни. Мысли о такой жизни неизбежно возникали у читателей под впечатлением горького опыта, духовного угасания личности.Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена «Маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», « Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от любви, от общественных идеалов, а это влечет за собой их моральное падение. А в рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иона Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне : у него умер сын.Трагедия Иона никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия-извозчика. Ион Потапов никому не интересен, его распирающую душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Иону некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника. После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей –либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.Чехову ненавистны как чванливые, толстые, дослужившиеся до советника и миллионщики, так и забитая мелюзга, трепещущая перед начальством. Это и чиновники, и полицейские и надзиратели и трусливые людишки, уродливо меняющие спины в поклонах, превращающиеся в шутов ради рабского угождения к более удачливым и более сильным. Они шепчут, бормочут, выражаясь большими междометиями, но боясь сказать свое личное мнение. В творчестве гуманного по профессии человека врача воплощена светлая мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде, как основе справедливой и честной жизни. «Если только вдуматься в то, что вы пишите,- говорила Чехову одна из его читательниц,- то можно или с ума сойти, или сделаться честнейшим человеком, другого исхода нет.»
А. П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал: «Не лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». А чтобы не погрязнуть в пошлости необходим честный, творческий труд. Ведь без труда не может быть чистой и радостной жизни.
«Если в жизни есть смысл и цель, - то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем - то более разумном и великом. Делайте добро»,-так говорит один из его героев. Так учит нас Чехов, учит доброму и светлому, вечному и чистому.
Творчество А. П. Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий